Меню
Закрыть

Чиновники-дауншифтеры? Почему экс-министры Ульяновской области уходят на понижение

Mosaica.ru вспоминает чиновников, которые сменили должности в прошлом году.

vk.com
vk.com

«Закончил работать в Правительстве Ульяновской области», - такая запись появилась в аккаунте Дегтяря 2 ноября. Сам Павел Сергеевич признался, что губернатор Сергей Морозов поставил перед ним «трудную, но амбициозную задачу - создать «медицинский город». Объединить все ресурсы учреждений, сосредоточенных в центральной части города Ульяновска, для решения главной задачи - сделать медицинскую помощь доброжелательнее и удобнее, а главное - эффективнее для пациентов». На это сообщение живо откликнулись подписчики Дегтяря, большинство из которых пожелали ему удачи и порадовались, что доктор возвращается в профессию.

Называть Дегтяря своеобразным «дауншифтером» (то есть лицом, способным добровольно согласиться на понижение) пока не стоит, однако мы решили вспомнить о тех чиновниках, которые променяли кресло руководителя на более низкую позицию. Кстати, должность замгубернатора по информационной политике, с которой ушел Павел Сергеевич, можно считать «роковой», ведь до него на ней не усидел другой подающий надежды чиновник Александр Чепухин. Последний удержался в этом кресле около полугода. Уходя с должности заместителя главы региона, Чепухин отметил: надеется, что его силы на этом посту были потрачены не зря. Через некоторое время он возглавил общественную палату Ульяновской области.

«Честно скажу, общественная работа отнимает у меня, да и у всех членов Палаты много времени, физических и моральных сил. Общественной палате предстоит решить множество важных задач. Помимо выстраивания новой системы взаимодействия власти и гражданского общества, это реализация нашего соглашения с избиркомом, согласно которому мы активно включаемся в общественный контроль предстоящей избирательной кампании. Задачей станет не допустить применения грязных политических технологий, обмана избирателей и подтасовок результатов выборов. Кроме того, губернатор поставил задачу создать на уровне региона принципиально новую систему защиты прав потребителей, и роль Общественной палаты в этой работе станет ключевой», - написал Александр Викторович в своем аккаунте в  facebook.

Нина Дергунова

политолог, доктор политических наук, профессор

Видимо, решение назначить Дегтяря на позицию заместителя губернатора было временным. Я понимаю, что это современный, продвинутый умный молодой человек, но сфера информационных технологий – не его, это сфера не для дилетантов. Если ты занимаешься созданием имиджа губернатора, продвижением каких-то важных проектов, подготовкой общественного сознания к восприятию того или иного проекта со стороны власти, то это требует профессионального подхода. Он к этой сфере, с точки зрения профессии, не имеет никакого отношения. И как бы человек ни старался, со временем это становится видно. Его уход закономерен так же, как был закономерен и скорый уход его предшественника, Александра Чепухина. Чепухин, как я думаю, и сейчас не на своем месте. Чтобы заниматься общественной деятельностью, он должен понимать, что такое гражданское общество, причем понимать это профессионально, а не на уровне обыденного сознания. Он грамотный специалист в растениеводстве, в агрохимии, когда он начинает выступать по этому направлению, у него горят глаза. Он поддерживает общественную палату за счет своей публичности, но теперь ему на подмогу пришел человек, который практически все может сделать, это Дмитрий Травкин. Кстати, он после Москвы ушел в небытие, и Ульяновская общественная палата для него – это способ вернуться. Что касается Дегтяря, он возвращается в медицину, но уже чиновником достаточно высокого уровня, а не врачом-практиком. Перед ним поставлена задача серьезной реформы медицинских учреждений области.

К разряду «дауншифтеров» можно отнести таких ульяновских чиновников, как Сергей Гигирев (с должности министра энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области до начальника городского управления по строительству), Игорь Тихонов (с министра развития предпринимательства и министра регионального развития правительства Ульяновской области до депутата ЗСО) или Татьяна Ившина (с министра искусства и культурной политики до руководителя фонда). В частности, последняя руководила министерством искусства и культурной политики долгое время, а сейчас возглавляет молодежный фонд «Ульяновск – культурная столица». Как отметила Ившина в интервью, одной из главных проблем для региональной  сферы культуры остаются кадры. Видимо, это характерно и для политической верхушки.

Николай Васин

политолог

У нас в регионе нет вразумительной кадровой политики. Почему так происходит? Все назначения носят труднопрогнозируемый характер. Неплохо зарекомендовавший себя как министр здравоохранения Павел Дегтярь вдруг назначается на должность, связанную с информационной политикой. Какая здесь логика? С другой стороны, у нас нет системы, которая была бы направлена на обучение и взращивание управленческих кадров. У нас, наверное, единственный регион, где министров назначают по два-три раза. Говорить о продуманной кадровой политике в регионе - грешить против истины. Все руководствуется какими-то сиюминутными инициативами. Пошел ли Дегтярь на понижение? Я бы так не сказал, потому что ничто не гарантирует, что завтра он не вернется в кресло министра здравоохранения. Но на этой должности он будет более востребован. Что касается Чепухина, там примерно та же картина: занимался сельским хозяйством, потом информационной политикой, потом возглавил общественную палату. Здесь срабатывает принцип: хороший чемодан и нести тяжело, и бросить жалко. Вот и происходит то, что человека передвигают с одной должности на другую, вроде не обижают, пытаются удержать в своей обойме. Если говорить о Тихонове, на мой взгляд, его возвеличивали. Все заслуги партии - это заслуги Дмитрия Травкина. Насколько состоятелен сам Тихонов, показали последние выборы: уровень его авторитета недостаточно высок, чтобы серьезные должности занимать.

Сам Игорь Тихонов говорить о том, планирует ли он возвращаться в правительство области, не готов. Сейчас он  депутат регионального Законодательного собрания и представляет интересы жителей Ульяновской области. «У меня пока обязательства перед избирателями, меня все устраивает», - заявил он.  

Однако есть и те, чей талант руководителя, возможно, не был оценен в регионе по достоинству, но на понижение они не пошли. Так, экс-министр образования Раис Загидуллин, который возглавлял ведомство со 2 декабря прошлого года по март нынешнего, теперь работает в Москве.

Раис Загидуллин

бывший министр образования Ульяновской области

Два раза в одну и ту же реку не входят, в ульяновское правительство я возвращаться не собираюсь. В данный момент я занимаю должность в центральном аппарате Всероссийского профсоюза образования в Москве. Я раньше работал с учителями в Ульяновской области, обеспечивая их профессиональное развитие, сейчас я могу это делать на федеральном уровне, и мне, конечно, это больше импонирует. В Ульяновск я точно не вернусь, но надеюсь, мои проекты будут и дальше продвигаться в регионе.

Тенденция к так называемому «дауншифтингу», то есть осознанному отказу от бонусов высоких должностей, прослеживается во всем мире уже несколько лет. Но одно дело, когда ты продаешь квартиру в столице и начинаешь жить на побережье, а совсем другое - когда остаешься в той же сфере и в том же регионе, но с меньшим арсеналом власти. Однако активный управленец всегда найдет возможность запомниться горожанам - не только громкими фразами и проигранными выборами. Не стоит забывать также, что и понижение может быть временным. А вернуться во власть вполне можно и когда тебе за 60, это показывает пример назначения возрастного Владимира Лазарева на должность министра спорта.