Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Режиссер Анна Иванова-Брашинская: «Я путешествую не по городам, а по спектаклям»

Талантливый режиссер, работающий с театрами кукол, рассказала о необычной для Ульяновска постановке «Петя и волк».

В последнее время Ульяновский театр кукол постоянно удивляет привыкшего к классике зрителя. За несколько последних лет в репертуаре появились разножанровые, яркие, неожиданные постановки для зрителей всех возрастов. Только в ноябре ульяновцы увидели оригинальную трактовку сказки Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца», и вот в самом начале декабря нас ожидает еще одна премьера. Над  музыкальной постановкой сказки композитора Сергея Прокофьева «Петя и волк» работают петербургский режиссер Анна Иванова-Брашинская и художник из Франции Саша Полякова, музыкальным оформлением занимается Анатолий Гонье.

Само произведение воспринимается сейчас неоднозначно: для взрослых зрителей название сказки еще на слуху, но сюжет помнят не все. Детям же уже незнакомо само понятие «пионер», которым является правильный мальчик Петя. Корреспондент mosaica.ru встретился с Анной Ивановой-Брашинской и Сашей Поляковой, которые рассказали об уникальности всего проекта.

- Почему вы взяли произведение 1936 года про пионера Петю? Будет ли оно понятно современным детям?
- «Петя и волк» - это история, уходящая корнями в другую эпоху. Я уверена, что спектакль, во-первых, должен быть интересен постановщику, а во-вторых, должен быть уникальным, таким, какого еще не было в других театрах. Готовясь к работе, мы стали искать произведение. Начали с известных названий, и так получалось, что все спектакли либо уже были в репертуаре, либо шли на других сценах. «Петя и волк» появился как история, с которой работать страшно, как вызов самим себе. Материал достаточно сложный, прежде всего, потому, что это не словесная драматургия. Там есть текст для рассказчика, его написал сам Сергей Прокофьев, но главной составляющей остается музыка.  Нам интересно решать такие задачи: как рассказать свою историю, не отходя от исторического сюжета, который создает Прокофьев. Это материал, приглашающий к активному диалогу. 

- Какому зрителю понравится и, главное, будет понятен спектакль?
- Все очень индивидуально и зависит от воспитания ребенка в семье. Сейчас дети слышат музыку везде – в лифте, в торговых центрах, по радио. Они смотрят много мультфильмов, привыкли к рекламе, получается, что у них в ушах активный звуковой ряд, если можно так сказать. Это же не дети, которые приехали из маленького города, где звучит патефон и больше ничего нет! Мне кажется, чтобы слушать и слышать симфоническую музыку, нужно особое умение. Музыка Прокофьева еще очень драматична, она очень яркая и изобразительная. Историю, которую мы расскажем, я бы предложила смотреть детям от пяти лет. 

- У вас будет живая музыка или фонограмма?
- У нас будет звучать фонограмма, мы делаем специальную театральную интерпретацию. Мы сознательно не хотим, чтобы звучала живая музыка. Но не стоит думать, что если у нас будет запись, то мы нажмем кнопку и прослушаем 28 минут (столько звучит сказка). Музыка будет соединяться со сценическим действом. Дети смогут по-разному вовлекаться в спектакль: кто-то придвинется поближе к маме, а кто-то, наоборот, станет отвоевывать индивидуальное пространство. Мне кажется, это и есть знакомство с театром, когда маленький зритель готов забыть о том, что он сидит в зрительном зале и уйти в ту реальность, которую ему предлагают.

Саша Полякова, художник-постановщик спектакля

- Как появились персонажи «Пети и волка»? Как они решены?

Саша Полякова:

-  Персонажи участвуют те же, что и у Прокофьева: птичка, утка, курочка, кошка... Но, по нашему замыслу, это детские игрушки. А волк в реальности Пети — другой, его нельзя потрогать, потискать. У нас есть Петя и тот персонаж, которого Прокофьев называет дедушкой, то есть взрослый. Часто бывает, когда придумываешь куклу, нужно что-то искать, а у Прокофьева так все подробно можно послушать, что у меня даже вопросов не было. Мы решили, что куклы в этом спектакле должны быть детскими игрушками, а дальше каждый образ оказался очевиден. Игрушка, она подразумевает развитие воображения ребенка, игру. Мне очень интересно соотношение воображения в игре и воображения в страхе.

Анна Иванова-Брашинская:

- У Пети нет живой утки или птички, а есть игрушка. И этот мир, который расположен к Пете, выступает на его стороне, он игрушечный, а тот, который извне приходит, из леса, решен несколько иначе. Волк в спектакле появится с помощью более театральных средств.

- Как у вас получается настолько плодотворно работать, если Саша постоянно живет во Франции?

- У нас с Сашей уже есть общие проекты: мы сделали несколько совместных спектаклей в России и один — в Эстонии. Еще есть маленький частный театр во Франции «Самолет», который мы сделали вместе. Сейчас в его репертуаре два спектакля: моноспектакль Саши, который она сделала и как художник, и как актриса, а я его поставила, и спектакль, который построен на впечатлениях от «Трех сестер» Чехова, его название с английского можно перевести как «По Чехову» или «После Чехова» («After Chekhov»). Там кроме Саши заняты еще две актрисы русского происхождения, но давно живущие заграницей, они создают образы таких эмигрировавших трех сестер. Несмотря на то, что мы живем в разных странах, мы постоянно встречаемся по разным поводам, а с современными средствами связи работать можно и удаленно. Иногда легче приехать во Францию, чем переместиться из Омска в Томск.

Анна Иванова-Брашинская, режиссер

- Какие впечатления возникли от Ульяновска?

- Я в этом году была во Франции, в Италии, в Финляндии, в Красноярске, в Петербурге... Мне иногда утром трудно сказать, в каком я городе. Особенно это касается самого процесса постановки. Сидишь в Турине или в Ульяновске, а тебя спрашивают: как тебе город? А ты не видишь город, ты сидишь в театре и находишься не в географическом пространстве, а в пространстве спектакля, и очень трудно представить, что находится за стенами. Это сюрреалистическое впечатление, что путешествуешь не по городам, а по историям, которые в данный момент делаешь.

- Отличаются ли зрители в разных городах и странах?

Саша Полякова:

- Я раньше пыталась ответить на этот вопрос, вычленить, но с каждым новым спектаклем понимаю, что в театр приходят зрители не просто из разных стран, но как будто с разных планет.

Анна Иванова-Брашинская:

- Иногда кажется, что даже возраст не отличишь. Иногда со спектакля, поставленного для малышей, выходят родители и спрашивают: почему вы решили, что это детский спектакль, он для взрослых. А взрослые спектакли смотрят дети. Мне кажется, не только между странами, но и между возрастами нет разницы.

Спектакль «Петя и волк» порадует и удивит ульяновских зрителей уже в ближайшие выходные, 2 и 3 декабря. Начало в 10.30 и 13.00.

Фото предоставлено пресс-службой Ульяновского театра кукол имени В.М. Леонтьевой

Нет комментариев
Обсудить