Как выживает в кризис ульяновский бизнес
По данным соцопроса «Левада-центра», почти 80% россиян согласны с тем, что в стране наступает экономический кризис.
Материалы рубрики «Антикризис» - хорошая возможностьпроанализировать, понять и сделать выводы – как действовать в условиях финансовой нестабильности.
Как поддерживают ульяновских фермеров, и что из себя представляетпрограмма по льготному автокредитованию, где дешевле отовариться – все эти темы в нашей рубрике «Антикризис».
А сейчас - о бизнесе. И никакие опросы не нужны для того, чтобы понять: ульяновский бизнес накрыло очередной кризисной волной.
Деловая активность падает
Согласно официальным данным, в прошлом году в Ульяновской области зарегистрировано 7548 новых субъектов малого и среднего предпринимательства, а общее количество субъектов предпринимательства в регионе составило 58859 единиц.
По данным УФНС по Ульяновской области количество вновь регистрируемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение нескольких последних лет остается стабильным, ежегодно в регионе более 7000 человек открывают собственное дело. Сохраняется ли подобная деловая активность в губернии сегодня? Похоже, что нет.
- Данных по закрытию-открытию субъектов МСП в регионе за три месяца этого года еще нет, но, судя по всему, они не порадуют. Я езжу по муниципальным образованиям области и то и дело слышу: тут свернул деятельность индивидуальный предприниматель, там закрылась фирма, - рассказала нам уполномоченный по защите прав предпринимателей Ульяновской области Татьяна Скопцова. - И потом достаточно проехать по Ульяновску — всюду объявления «Сдается в аренду», в первую очередь, это говорит о том, что торговый бизнес сворачивает свою деятельность.
Причины — высокие арендные ставки, рост евро-доллара (даже в Китае стало невыгодно закупать товары, а достойных российских аналогов пока нет), снижение доходов населения, как следствие — падение покупательской способности и т.д.
Как рассказали ульяновские девелоперы, кризисные веяния коснулись практически всех торгово-развлекательных комплексов Ульяновска: наблюдается и снижение трафика посетителей, и отток арендаторов, в основном региональных предпринимателей (сетевые операторы чувствуют себя более уверенно). По наблюдениям экспертов, сильнее других пострадали предприниматели, которые занимаются продажей текстиля, всевозможных интерьерных штучек, а также брендовых вещей.
Производителям непросто
Ульяновские риэлторы отмечают стагнацию в сегменте коммерческой недвижимости, по их наблюдениям предложение сегодня значительно превышает спрос. А это говорит о многом.
- Мы столкнулись с тем, что огромное количество ульяновских предпринимателей хотят продать готовый бизнес (деревообрабатывающие предприятия, производство железобетонных изделий и т.д.), такая тенденция за последнее время прошла волной, - рассказала руководитель отдела коммерческой недвижимости ООО «Центр недвижимости» Анастасия Жарникова.
Основные проблемы ульяновских производителей сегодня связаны с ростом курса валют и ростом стоимости в рублях материалов.
- Рост валюты очень сильно повлиял на мебельный рынок: в производстве мебели львиная доля фурнитуры, комплектующих закупается за границей, соответственно, цены на них выросли, - рассказал юрисконсульт Ульяновской Ассоциации мебельщиков Сергей Шеламыдов. - Почти на сто процентов увеличились цены на ткани, соответственно, на 3-4 тысячи выросла стоимость дивана. Даже для шкафов-купе алюминиевые профили привозят из-за рубежа, сегодня на них - просто невероятные цены!
Еще одна беда ульяновских производителей - в этом году банки повысили процентные ставки по кредитам, а это больно ударило, прежде всего, по корпоративным клиентам. Средняя ставка по кредитам сегодня составляет 22-25%. В Ульяновске нет такой нормы доходности у предприятий, чтобы они могли обслуживать столь высокие проценты.
Строительство
Считается, что в кризис строительная отрасль — одна из самых уязвимых, достаточно вспомнить 2008-2009 годы, когда практически все ульяновские строительные компании отмечали падение объемов. Впрочем, после «встряски» шестилетней давности стройкомплекс региона восстановился достаточно быстро и в посткризисные годы снова пошел в рост. Так, за 2014 год предприятиями области было выполнено строительных работ более чем на 40,6 млрд рублей, данный показатель вырос на 4,3% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Утвержденный план ввода жилья 2014 года – 713 тысяч кв. м был выполнен на 100,82%.
Согласно общему плану, утвержденному региональным правительством, ульяновские строители должны возвести в 2015 году 920 тыс квадратных метров жилья. И есть все предпосылки для того, чтобы этот план выполнить: на иных городских стройках жизнь кипит практически круглосуточно. И доступная ипотека потихоньку возвращается.
Не до развлечений
Сфера общественного питания традиционно одной из первых принимает на себя кризисный удар. По данным Sberbank Investment Research 70% россиян уменьшили расходы на кафе и рестораны. Пустеют залы и в ульяновских заведениях.
- Из-за серьезного роста цен на продукты у рестораторов за последнее время, несмотря на сокращение издержек, растет расходная часть, в том время, как доходная часть, маржинальность падают, - говорит ресторатор Надежда Ерыкалина.
Рестораторы жалуются на высокие арендные ставки, на то, что с арендодателями практически невозможно договориться о снижении. Дошло до того, что члены Ассоциации рестораторов Ульяновской области подписали соглашение о том, что если одно из арендуемых мест освобождается по причине того, что владельцы не идут на снижение арендных ставок, то другой представитель ресторанного бизнеса эту площадь не занимает.
От роста валют серьезно пострадала и кинотеатральная деятельность, подорожало обслуживание киноаппаратуры (она вся цифровая, производится либо в США, либо в Европе). Так, цены на лампы выросли практически в два раза, а стоимость билета в небогатом Ульяновске увеличить просто невозможно.
Рецепт
… В общем, ульяновские предприниматели вместе со всей страной столкнулись с новыми вызовами. Собственники, руководители компаний рассматривают различные способы выхода из сложной ситуации, ищут пути для сохранения своего бизнеса. Кто-то сокращает количество торговых точек, производственных площадок - «до лучших времен», кто-то уходит в более дешевый сегмент. Наиболее распространенный антикризисный рецепт — сокращение расходов, оптимизация бизнес-процессов. Впрочем, с этим нужно поаккуратнее: сокращение ценных сотрудников, переход на дешевые (читай, не качественные) материалы могут только усугубить ситуацию.
Но самое главное, не нужно поддаваться кризисной панике, важно помнить, что кризисы приходят и уходят. Говорят, трудности «надо пережить». Нет! Надо просто жить — в тех условиях, что есть сейчас, максимально делая то, что можешь. Впрочем, это касается не только бизнеса — всех нас.
Татьяна Задорожняя