Все последующие кризисы Россия переживет легче предыдущих
По мнению независимых экспертов, нынешняя ситуация гораздо менее болезненна для экономики страны, по сравнению с дефолтом 1998 года.
Материалы рубрики «Антикризис» - хорошая возможность проанализировать, понять и сделать выводы – как действовать в условиях финансовой нестабильности.
А сейчас, чтобы разобраться, что стало поводом для столь оптимистичных прогнозов, заглянем в прошлое и сравним основные процессы в политике, промышленности и социальной сфере конца ХХ века и сейчас.
Напомним, в те времена наша страна еще переживала последствия перехода от социалистической к капиталистической модели хозяйствования. И впервые столкнулась с теми «прелестями», что сотрясали, например, США уже много десятилетий. Скажем, в начале 1970-х годов многие американцы вынуждены были пересесть на компактные японские автомобили из-за того, что резко взлетели цены на нефть, а, следовательно, и на бензин. Инфляция тогда превышала 13 процентов. Первые годы следующего десятилетия запомнились жителям США «рейганомикой», резко увеличившей армии граждан, живущих за чертой бедности и увеличившей доходы миллионеров. Невольно напрашивается сравнение…
1998: крах идеалов
- Наиболее вескими причинами обвала курса рубля в конце 90-х годов прошлого столетия стало снижение мировых цен на нефть, которая, по сути, являлась основой экспорта России, - объяснил экономист Дмитрий Ведин. – Сыграл роль и кризис в Юго-Восточной Азии, который разразился летом 1997 года. Не следует также забывать, что львиную долю правительства в то время составляли чиновники старой формации, привыкшие руководить по-советски, без учета реалий рыночной экономики. Этим объясняются необычайно раздутые бюджеты ряда предприятий и организаций, державшихся на плаву лишь благодаря государственной поддержке. Неудивительно, что до 1998 года не отмечалось роста безработицы. Более того, иные фабрики выглядели увереннее, чем в 1980-е.
Жители ульяновской области еще помнят то время. Скажем, на текстильной фабрике имени Гладышева Барышского района, в те годы продолжалась работа в несколько смен, набирали новых рабочих, зарплату платили без задержек. Кризис 1998-го стал настоящим шоком.
- Фабрика работала стабильно, и вдруг все прекратилось, - вспоминает один из бывших работников предприятия Андрей Кондрашов. – Началось повальное сокращение, а потом и производство встало.
Итогом стал так называемый технический дефолт 17 августа, в результате которого прекратилось искусственное удерживание курса доллара по отношению к рублю. Американская валюта резко подскочила в цене. Соответственно, уровень жизни населения понизился настолько, что у многих со столов исчезло не только мясо. Но кое-кто, наверняка, изрядно погрел на этом руки.
2008-2014: последствия интеграции
К концу нулевых экономика России уже прочно была завязана с финансовой системой США, а потому «американская катастрофа» больнее всего ударила по нашей стране. Добавьте к этому очередное падение цен на нефть и в результате уже в мае 2008 года курсы акций российских компаний начали терять стоимость. Грузино-осетинский конфликт тоже не добавил России инвестиционной привлекательности. Под ударом оказались многие крупные компании, которые в очередной раз спасла лишь поддержка государства.
Однако среди рядовых россиян кризис ощущался гораздо меньше, нежели десятилетием раньше. Многие панические прогнозы не оправдались – массовые сокращения отмечались лишь на некоторых предприятиях. Ульяновский автомобильный завод, в частности, вынужден был ввести сокращенную рабочую неделю (равно как на «КамАЗе»).
Производство в целом по стране упало на 16 процентов – на уровень середины 1990-х. Тем не менее, не произошло глобального скачка цен, и заявления ряда скептиков о том, что теперь учителям придется подрабатывать дворниками, дабы выжить, оказались беспочвенными. Единственно - было урезано финансирование ряда социальных программ. И активисты общественных организаций, обращаясь за меценатской помощью к руководителям крупных предприятий и бизнесменам, чаще слышали в ответ: «Денег нет. Кризис».
Вялотекущее «кризисье» продлилось до декабря прошлого года. К причинам падения курса национальной валюты, помимо вновь снизившихся цен на энергоресурсы добавилось введение экономических санкций против России вследствие событий на Украине. Ульяновцы сполна ощутили это по подорожавшим продуктам. Накануне Нового 2015 года, и первые его месяцы, с прилавков магазинов стремительно исчезали соль, крупы, макаронные изделия – граждане скупали все, опасаясь дальнейшего удорожания. Однако обстановку удалось быстро стабилизировать, благодаря объявленной Президентом политике импортозамещения. В Ульяновской области ажиотаж был преодолен и при помощи мер продовольственной безопасности и контролю региональных властей за ценами на социально значимые продукты.
- Убежден, что столь глобальных последствий, как в 1998-м не будет, - прокомментировал ситуацию президент благотворительного фонда «Вифлеем» Михаил Дубков. – Россия быстро адаптировалась, уже более четверти финансовых дыр удалось залатать. Так, агробизнес получил очередную порцию субсидий из федерального бюджета, идет формирование государственной сети аптек, магазинов. Российская нефть в любом случае найдет свой сбыт.
В поддержку этой точки зрения говорит и то, что большинство россиян, в том числе и ульяновцев, воспринимают кризис достаточно спокойно. Тех, кто выжил в «лихие 90-е» подобным уже не напугать. А молодежь учится экономить или зарабатывать больше.
О том, как в нынешний кризис выживает ульяновский бизнес, можно прочитать здесь.
Евгений МИХАЙЛОВ
Фото автора.