Счетчики тепла и воды не помогут решить проблему роста тарифов
Если верить соцопросам, на вопрос «что такое нормальная жизнь?» среди первых звучит ответ «когда ты можешь оплатить счета за жилье».
Как известно, тарифы на коммунальные услуги всегда имеют одну тенденцию – постоянно расти. Очередное повышение тарифов ждет ульяновцев 1 июля, цены вырастут в среднем на 5%. Формально рост цен на ЖКУ сдерживается государством, и мы по-прежнему оплачиваем не стопроцентную стоимость услуг. Однако на деле выходит по-другому, и мало кто из нас замечает, что есть еще и косвенные платежи. «Если недоплачиваем мы, значит, переплачивает кто-то другой, - говорит директор Института экономики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ВШЭ Виктор Колесник, - в данном случае это промышленные предприятия, так называемое перекрестное субсидирование. И эти сверхзатраты они включают в стоимость своей продукции. То есть покупая товары, мы фактически доплачиваем стоимость коммунальных услуг».
Не секрет, что ЖКХ Ульяновска доведено до отчаянного положения. Практически весь жилфонд города находится в «убитом» состоянии, инженерные сети изношены. То тепло, которое доходит до наших домов, не используется стопроцентно. В большинстве многоквартирных домов нет теплоизоляции, и получается, что мы отапливаем не квартиру, а улицу. В период межсезонья в квартирах вообще нечем дышать, а регулировать тепло приходится по старинке, форточкой. Логично, по мнению Виктора Колесника, что в таких условиях потребление коммунальных ресурсов происходит сверх любых нормативов. Наличие прибора учета в доме само по себе не дает экономию ресурса. Добиться снижения стоимости тепла и горячей воды возможно за счет энергоэффективности. Однако устанавливать систему погодного регулирования на ржавые и дырявые трубы – просто деньги на ветер. Ведь на сегодняшний день только 5,4% ульяновских домов (280 из 3932 зданий) подверглись капитальному ремонту инженерных систем. Проводить энергосберегающие мероприятия в остальных домах – бессмысленно. Добавим к этому износ и потери на сетях - потери при генерации и транспортировке той же тепловой энергии колоссальны. Коммунальная инфраструктура изношена на 60-70%, и через трубопроводы теряется половина передаваемого тепла. Отсюда получаем непомерные и постоянно растущие платежи.
Как известно, сфера ЖКХ – одна из самых непрозрачных отраслей. Конечный потребитель не понимает, из чего складывается стоимость услуги. Для общественного контроля за тарифообразованием даже был создан специальный центр в Ульяновске, но его деятельность никаких результатов не принесла. Эксперты считают, что для наиболее эффективного решения проблем в ЖКХ нужна демонополизация отрасли. На рынке должны работать несколько поставщиков-конкурентов, предлагающих коммунальные услуги. Сейчас конкуренция здесь существует лишь среди посредников между поставщиком и потребителем – управляющими компаниями. Но они работают крайне неэффективно, зачастую себе в убыток, а следовательно, вносят и свою лепту в рост тарифов.
«Привлечь частный бизнес в коммунальную сферу – непростая задача, - считает президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева. - На первый взгляд ЖКХ – довольно лакомый кусок для инвесторов, ведь коммунальные услуги купят всегда. Все хотят, чтобы всегда было светло, тепло, была вода. Но частники не спешат вкладываться в ЖКХ. У инвестора нет уверенности в долгосрочном тарифообразовании. Если тарифы на Западе утверждаются минимум на 3-5 лет, у нас в стране они зачастую меняются дважды в год».
Модернизация ЖКХ эффективна, если она отвечает интересам всех участников процесса – производителей услуг, поставщиков и потребителей. Поставщики услуг давно научились отстаивать свои интересы и успешно добиваются роста тарифов. Две трети населения называют рост цен на коммунальные услуги главной социальной проблемой. Возмущает жителей и то, что с ростом тарифов качество услуг никак не повышается. Вместо этого вводят новые строчки в платежной квитанции, такие как «капремонт», что только увеличивает количество неплательщиков. Разговоры о стопроцентной оплате услуг ЖКХ тоже бессмысленны, считают эксперты, пока нет качественного оказания этих услуг и прозрачного для населения тарифообразования. Вместо денег коммунальщики вновь получат от жителей многомиллионные долги. Уже сейчас задолженность ульяновцев по коммунальным услугам составляет полтора миллиарда рублей.
Артур ХОМИЧ
Фото автора