Как известно, тарифы на коммунальные услуги всегда имеют одну тенденцию – постоянно расти. Очередное повышение тарифов ждет ульяновцев 1 июля, цены вырастут в среднем на 5%. Формально рост цен на ЖКУ сдерживается государством, и мы по-прежнему оплачиваем не стопроцентную стоимость услуг. Однако на деле выходит по-другому, и мало кто из нас замечает, что есть еще и косвенные платежи. «Если недоплачиваем мы, значит, переплачивает кто-то другой, - говорит директор Института экономики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ВШЭ Виктор Колесник, - в данном случае это промышленные предприятия, так называемое перекрестное субсидирование. И эти сверхзатраты они включают в стоимость своей продукции. То есть покупая товары, мы фактически доплачиваем стоимость коммунальных услуг».
Не секрет, что ЖКХ Ульяновска доведено до отчаянного положения. Практически весь жилфонд города находится в «убитом» состоянии, инженерные сети изношены. То тепло, которое доходит до наших домов, не используется стопроцентно. В большинстве многоквартирных домов нет теплоизоляции, и получается, что мы отапливаем не квартиру, а улицу. В период межсезонья в квартирах вообще нечем дышать, а регулировать тепло приходится по старинке, форточкой. Логично, по мнению Виктора Колесника, что в таких условиях потребление коммунальных ресурсов происходит сверх любых нормативов. Наличие прибора учета в доме само по себе не дает экономию ресурса. Добиться снижения стоимости тепла и горячей воды возможно за счет энергоэффективности. Однако устанавливать систему погодного регулирования на ржавые и дырявые трубы – просто деньги на ветер. Ведь на сегодняшний день только 5,4% ульяновских домов (280 из 3932 зданий) подверглись капитальному ремонту инженерных систем. Проводить энергосберегающие мероприятия в остальных домах – бессмысленно. Добавим к этому износ и потери на сетях - потери при генерации и транспортировке той же тепловой энергии колоссальны. Коммунальная инфраструктура изношена на 60-70%, и через трубопроводы теряется половина передаваемого тепла. Отсюда получаем непомерные и постоянно растущие платежи.
Как известно, сфера ЖКХ – одна из самых непрозрачных отраслей. Конечный потребитель не понимает, из чего складывается стоимость услуги. Для общественного контроля за тарифообразованием даже был создан специальный центр в Ульяновске, но его деятельность никаких результатов не принесла. Эксперты считают, что для наиболее эффективного решения проблем в ЖКХ нужна демонополизация отрасли. На рынке должны работать несколько поставщиков-конкурентов, предлагающих коммунальные услуги. Сейчас конкуренция здесь существует лишь среди посредников между поставщиком и потребителем – управляющими компаниями. Но они работают крайне неэффективно, зачастую себе в убыток, а следовательно, вносят и свою лепту в рост тарифов.
«Привлечь частный бизнес в коммунальную сферу – непростая задача, - считает президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева. - На первый взгляд ЖКХ – довольно лакомый кусок для инвесторов, ведь коммунальные услуги купят всегда. Все хотят, чтобы всегда было светло, тепло, была вода. Но частники не спешат вкладываться в ЖКХ. У инвестора нет уверенности в долгосрочном тарифообразовании. Если тарифы на Западе утверждаются минимум на 3-5 лет, у нас в стране они зачастую меняются дважды в год».
Модернизация ЖКХ эффективна, если она отвечает интересам всех участников процесса – производителей услуг, поставщиков и потребителей. Поставщики услуг давно научились отстаивать свои интересы и успешно добиваются роста тарифов. Две трети населения называют рост цен на коммунальные услуги главной социальной проблемой. Возмущает жителей и то, что с ростом тарифов качество услуг никак не повышается. Вместо этого вводят новые строчки в платежной квитанции, такие как «капремонт», что только увеличивает количество неплательщиков. Разговоры о стопроцентной оплате услуг ЖКХ тоже бессмысленны, считают эксперты, пока нет качественного оказания этих услуг и прозрачного для населения тарифообразования. Вместо денег коммунальщики вновь получат от жителей многомиллионные долги. Уже сейчас задолженность ульяновцев по коммунальным услугам составляет полтора миллиарда рублей.
Артур ХОМИЧ
Фото автора