Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Ищем спасателей, ищем полицию... Кто остановит эпидемию автоподжогов?

Региональный штаб Общероссийского народного фронта вместе с представителями МЧС, правоохранительных органов, администрации города и регионального правительства обсудил проблему поджогов автомобилей в Ульяновске.

Это совещание прошло на днях. Открыл его сопредседатель регионального штаба ОНФ Олег Мустаев. Он напомнил собравшимся, что в октябре прошлого года в Ульяновск приезжала руководитель Центра правовой поддержки журналистов ОНФ, заместитель руководителя Исполкома ОНФ Наталья Костенко. Поводом для оперативного выезда стал поджог автомобиля главного редактора одного из ульяновских порталов Дмитрия Ежова. В качестве одной из версий называли профессиональную деятельность редактора.

Создается впечатление, что если бы не сгоревшая машина журналиста и соответствующие указания из Москвы, тема оставалась бы для заинтересованных (точнее, как бы заинтересованных) ведомств рутинной и малоинтересной. Как принято на совещаниях и заседаниях, здесь заслушали нескольких докладчиков. Первым выступил полковник Сергей Золотов, начальник управления надзорной деятельности Главного управления МЧС по Ульяновской области:

- Проведен комплекс совместных профилактических мероприятий по выявлению несанкционированных парковок, наложению штрафов, работе с трудными подростками, налаживанию взаимодействия со СМИ. Последнее - одно из самых важных в борьбе с поджогами, - отметил Сергей Золотов. - В результате количество поджогов сократилось с одиннадцати до трех случаев. Причем один из них совершил сам хозяин. 

Золотов подчеркнул, что особенно важно раскрывать такие преступления еще и потому, что зачастую машины горят не только в результате «чистого» вредительства. Этим приемом пользуются также для сокрытия другого преступления.

К словам Золотова добавил несколько слов полковник полиции Владислав Инкин, исполняющий обязанности заместителя начальника полиции по охране общественного порядка УМВД России по Ульяновской области:

- Хочу сразу остановиться на поджоге 26 ноября 2014 года (напомним, что инцидент произошел на улице К. Маркса). В ходе расследования выявлен предположительный мотив преступления - месть. Более подробная информация возможна после расследования.

- 17 декабря в рамках совещания рабочего сообщества состоялось заседание на базе автозавода «УАЗ». На открытом обсуждении присутствовали 300 тысяч ульяновцев. Обсуждались возможные мотивы поджогов, о которых раньше умалчивалось, - добавил Владислав Инкин.

Как видно из выступлений чиновников и их отчетов, какая-то работа ведется. Но даст ли она результаты, если кроме выступлений в залах и сотрясения воздуха не будет реальных действий? Что, к примеру, могут дать такие меры, как сходы граждан (их провели 800) с раздачей памяток? Зачастую это скучное мероприятие, на которое приглашают жильцов домоуправы. Постоят, посудачат, поохают, поахают и... разойдутся по домам, к газовым плитам и телевизорам. Хотя памятки и содержат информацию о том, как не оказаться жертвой преступления, нужно, чтобы ее хотя бы прочитали. А таких «читающих» весьма мало.

Или что даст такое охранное мероприятие, как установка камер видеонаблюдения? С этим предложением к жильцам обратились частные охранные агентства. Ведь за удовольствие и безопасность платить надо! Ни много ни мало - 100 рубликов в месяц. А они не всегда есть. Или есть, но отдавать их мало кто желает. Особливо, если гарантий никто не дает. Да и как, собственно говоря, связано наблюдение за подъездами с поджогами? Другой вопрос - наблюдение за придомовой территорией и стоящими рядом машинами жильцов. Но и тут заминка - кому надо - пусть тот и платит, машины-то не у всех есть. Так что предложение ульяновской мэрии о заключении договоров на охрану остается в подвешенном состоянии. Тогда поступило предложение охватить видеофиксацией весь город, а не только центральные улицы и освещенные дороги. Но и здесь камень преткновения. Во-первых, в бюджете пока не изыскали средств, во-вторых, наблюдение в темноте - это кот в мешке. А освещать закоулочки и темные дворы - на это опять же нет денег. Да и вообще, во всей этой затее мало смысла. Вот если бы видеонаблюдение стало централизованным - другое дело. Допустим, в УВД или МЧС. Но у этих организаций нет денег, финансировать их в этом вопросе должны местные власти. Но и у власти их тоже нет... Как обычно у нас бывает - бег по кругу.

Участники совещания и члены рабочей группы фронтовиков забросали докладчика нелегкими вопросами:

- Почему плохо работают участковые? Не приходят с отчетами по приглашениям?

- Не связываете ли вы поджоги с парковками? Может, не нравится кому?

- Парковки существуют годами и все о них знают. Буквально у каждого есть «свое» место. Но ничего не меняется. Этот вопрос к полиции или к администрации?

- Почему до сих пор не освещаете информацию о том, как ведется расследование по делу Дмитрия Ежова?

Слегка растерявшийся от такого потока вопросов со всех сторон и оказавшись на месте «мальчика для битья», полковник полиции попытался ответить на все сразу примерно так: «По Ежову пока сказать ничего не могу. Тайна следствия. Что касается отчетов участковых - обещаю проверить. Теперь по парковкам - здесь, возможно, и есть какая-то связь с поджогами. Но эту связь очень сложно доказывать. Ведь у нас пока нет нормативов. За прошедший период зафиксировано более 1217 административных правонарушений этого рода. Но упорядочить их мы не можем. Для этого нужны нормативные акты. А мы только штрафовать имеем право, да и то - по минимуму.

Действительно, ну что такое для хозяина парковки 500 рублей, если гребут лопатами? Докладчику оставалось только руками развести и рассказать о настоящей ситуации: за последние двадцать с небольшим дней 2015-го опять было 7 возгораний, 2 поджога.

В зале вспомнили о тех далеких добрых временах, когда участковый знал обо всех движениях на участке и буквально был другом каждой семьи. На очередной вопрос - нет ли возможности набрать штат участковых дополнительно - полковник полиции ответил неоднозначно:

- Штат укомплектован, и участковых хватает. Но если и хотелось бы усилить его, то для этого есть препятствия. Во-первых, уровень, которому должен отвечать участковый, как минимум - наличие высшего юридического образования. Во-вторых, люди этой профессии должны обладать хорошим физическим здоровьем. Обе эти составляющие не слишком часто встречаются в одном человеке.

Такой ответ стал хорошим поводом для следующего вопроса - не является ли такой расклад поводом чувствовать себя незаменимым? Не порождает ли пассивного участкового?

Ответ полковника прозвучал весьма убедительно:

- Такого не будет никогда. Поверьте, рычаги давления найдутся!

Интересно стало, что это за рычаги такие и почему ими тогда везде не пользуются для наведения элементарного порядка? Вообще, на протяжении всего совещания собравшиеся то и дело забывали, зачем, собственно, собрались. Разговор уходил в сторону - то о трудных подростках говорили и о субъектах, которые ими занимаются. То предлагали строить многоуровневые парковки для удобства водителей и пешеходов. Рассуждали о том, как трудно подъехать к рынку из-за отсутствия парковки и как удобно закупаться в «Ашане» из-за ее наличия. То есть, все эти моменты, конечно, нужно учитывать в борьбе с поджогами. Но только в контексте. Посему Рустам Садыков, член Регионального штаба ОНФ, руководитель региональной Рабочей группы «честная и эффективная экономика» периодически возвращал распалившихся заседателей в нужное русло, задавая тон новому вопросу:

- Коль так трудно бороться с парковками, может, пусть они тогда берут на себя большую ответственность? Ведь хозяин парковки что делает? Просто выдает квитанцию на 40 рублей. При этом мало кто знает, что никто не несет ответственности за оставленную машину. Паркуются люди и со спокойной душой спят по ночам, даже не подозревая о том, что сгори их машина на такой стоянке - никто виноват не будет.

- Может, есть большой смысл в том, чтобы крутые хозяева несли уголовную ответственность за оставленные машины? Возможно, тогда несанкционированные парковки сами себя изживут, - продолжает рассуждение Садыков.

А что, вполне разумное предложение. Тем более, если учитывать, что убрать авто с проезжей части никто не может, потому как нет полномочий.

Реплика одного из докладчиков о том, что обеспечение сохранности автомобиля - задача самого водителя, вызвала у присутствующих саркастически-шутливый шепоток. Ну правильно, раз органы помочь не могут, что еще остается? Правда, Александр Мурашов, начальник Управления общественной безопасности администрации губернатора признал, что работа ведется плохо, несмотря на большие проблемы. Но добавил к своим печальным мыслям хорошую новость :

- Стартовал проект «Безопасный город». Эта концепция была принята в ноябре 2014 года генеральным распорядителем Министерства. Хорошо, что хоть в этом направлении мы движемся.

Захар Мисанец, народный фронтовик, председатель Палаты справедливости и общественного контроля Ульяновской области, обобщив все услышанное и сказанное, сделал вывод: основные предполагаемые причины возгорания - самовозгорание. Хулиганство, месть, поджог автомобиля с целью получения страховых выплат. На что Геннадий Антонцев, руководитель рабочей группы «Качество жизни» регионального штаба ОНФ, депутат Законодательного собрания философически заметил: «Каждая истина относительна. Нельзя говорить о причинах, пока не раскрыты преступления». Мисанец достаточно резко высказался: «Мы взялись за проблему в четвертой стадии рака. Когда подобного рода преступления выросли в систему. И до сих пор бы тихо жили, если бы нам по голове из Москвы не дали, когда сгорел автомобиль Дмитрия Ежова».

На это заявление пострадавший главный редактор интернет-издания ответил коротко, но весьма емко:

- Я здесь не докладчик, а скорее, пострадавший слушатель, окунувшийся в проблему и изучивший ее изнутри, - говорит Дмитрий Ежов. - Все, что сегодня здесь было сказано, важно. Но я вижу проблемы на поверхности: у горожан очень много машин. Всюду реклама и свободные кредиты на их покупку. Только никто не подумал, куда их все ставить. Я бы рад парковаться правильно - негде. Но если есть задача, ее нужно решать. Просто копать и копать, тогда все получится. Не мы первые, не мы последние. Все решить можно при желании.

Причина поджогов, на взгляд пострадавшего журналиста, проста - когда перестают поступать деньги шпане, «крышующей» несанкционированные стоянки, они бросают вызов-предупреждение. Причину же затянувшихся расследований и продолжающихся поджогов Дмитрий Ежов видит в отсутствии политической воли и инициативы.

Завершилось совещание на деловой волне. Захар Мисанец в ответ на все поступившие размытые предложения по борьбе с поджогами весьма эмоционально высказал другое, встречное предложение: «Нужно создать рабочую группу из инициативных граждан. Для этого - отправить письмо в организации с просьбой предоставить кандидатуры участников».

Наталья Нейфельд

фото автора

Нет комментариев
Обсудить