Мохамед Сахаутдинов: Ульяновск украсили бы авангардные скульптурные композиции
Мастер из Ульяновска выиграл Международный конкурс на « Российской неделе искусств», прошедшей в Москве.
На днях в Москве прошел Международный конкурс « Российская неделя искусств», в котором наш ульяновскийскульптор Мохамед Сахаутдинов выставлял свои работы «Молитва» и «Лицедей». Мы встретились с мастером, чтобы узнать подробнее о его работах и об этом непростом виде искусства. Мохамед пришел прямиком из мастерской — его выдавали руки, испачканные глиной.
- Расскажите, как прошел Международный конкурс скульптуры?
- Я участвовал с двумя работами - «Молитва» и «Лицедей». Последнюю я выставлял заочно, так как в данный момент она находится в Московском драматическом театре под руководством Армена Джигарханяна. Я долго работал над этой скульптурой, и место ее именно в театре! «Лицедей» передает перевоплощение актера в образ на сцене, да так, что порой вздуваются вены у актера от внутреннего напряжения. Именно это состояние и передано в работе… Я рад, что Армен Борисович, приняв мою работу, увидел в ней отражение любимого профессионального выражения - «играть на разрыв аорты». Это меня окрыляет!
- Какую награду получили на конкурсе?
- Мне вручили дипломы за 1 место - скульптура «Молитва» и за 2 место - скульптура «Лицедей» в номинации «Скульптура авангардная», категория «профи». Теперь скульптура «Молитва» будет представлена в Берлине в арт-галерее на выставке, которая пройдет в рамках «Недели славянского искусства при посольстве России в Германии». Думаю, что там я получу более жесткую, не подверженную модным течениям оценку. Мне очень понравился принцип работы жюри международного конкурса. Каждой работе присваивался номер, без указания достижений, званий ее автора. Оценки выставлялись по 10-бальной шкале, а затем суммировались. Для художника очень важна такая объективная и честная работа комиссии. Так получилось, что мои работы конкурировали между собой!
- Мохамед, что Вам дало участие в конкурсе?
- Конкурс открыл мне второе дыхание. Я, как и любой мастер, не хочу работать «в стол». Для меня важна обратная связь, чтобы работы, которые когда-то я сделал для себя, получили какой-то отклик. Хотя, когда художник говорит, что работает для себя, он лукавит. Любой человек понимает, что все, что он создает, — это навсегда!
- Какой материал вы используете в работе?
- Я работаю с деревом, гипсом, глиной (керамика). Мне очень нравится глина после обжига, без глазури - живая и теплая…. В работах использую сочетание бетона, глины, мрамора, стекла. Когда бываю за рубежом, то поражаюсь смелым новаторским произведениям из металла, бетона (иногда огромных размеров), стоящим на улицах, в городских парках. Все это гармонично вписывается в жизнь и ритм города.
- Что становится объектом Ваших работ?
- Здесь есть много возможностей для экспериментов. Ну, например, как можно передать воздух через скульптуру? Или звук, голос? Когда я трудился над скульптурой «Память», передо мной встал вопрос, как «подвесить» колокол в воздухе и сделать его невесомым как звук, как голос? Я убрал цепи, на котором всегда подвешивают колокол, и сделал опорой для него веревку, которую в клюве держит голубь! Эффект невесомости состоялся.
Я пытаюсь передать через скульптурные композиции понятия добра и зла, черного и белого, красивого и безобразного… Вспоминаю встречу с талантливым ульяновским скульптором Рафиком Айрапетяном, так вот он мои работы он определил как минипластику в стиле авангард, которые можно делать крупномасштабными.
- Почему вы выбрали стиль авангард?
- Мы живем в современном мире, где события происходят стремительно, порой агрессивно. Авангард в скульптуре передает этот динамичный ритм жизни, как никакой другой вид искусств, сохраняя при этом ценности вечных понятий.
- Названия Ваших работ из категории этических понятий: «Память», «Молитва», «Грех»... С чем это связано?
- Мне доставляет удовольствие напрягать свою фантазию и создавать осязаемые вещи, которые можно увидеть глазами и потрогать руками, а не только услышать… Ведь можно сразу представить хлеб, яблоко... Но как представить и передать в материале, например, понятия «точка зрения», «сумерки»? Как можно изобразить просьбу, молитву, чтобы она ассоциировалась не только со словом, но и с ее сутью? Когда это удается сделать - это впечатляет зрителя, удивляет его.
- О чем вы мечтаете, что планируете?
- Мне бы очень хотелось творить в своем городе. В Ульяновске нет работ в стиле авангард. Хотелось бы видеть авангардные скульптурные композиции в городском ландшафте. Уверен, что это украсит наш город и сделает его интересным и отличным от других городов Поволжья.
Ольга ГОРШКОВА.
Фото из архива Мохамеда Сахаутдинова.