Алла Сурикова: «Взрослое поколение тоскует по хорошему кино»
Кинорежиссер и сценарист приезжала в Ульяновск в рамках кинофестиваля «От всей души», где представила свою новую картину.
Зрители и участники церемонии закрытия фестиваля смогли увидеть всероссийскую премьеру – комедию для семейного просмотра «Полный вперед!». А по итогам фестиваля Алла Сурикова получила Гран-при - приз губернатора Ульяновской области «Честь и достоинство».
Среди наиболее известных работ Суриковой – советские лирические комедии «Будьте моим мужем», «Ищите женщину», «Человек с бульвара Капуцинов». Также она является автором идеи создания киножурнала «Ералаш».
За несколько часов до закрытия фестиваля Алла Ильинична рассказала о работе с детьми на съемочной площадке, своем отношении к детскому кино и американским фильмам.
– Насколько много программ на телевидении, подобных «Ералашу», которые могли бы смотреть и дети, и взрослые, и которые бы оставались настолько популярными?
– «Ералаш» – это киножурнал, который идет по телевизору, потому что это один из способов подачи кинопродукции зрителю. Со всех высоких трибун только и говорят, что нашим детям нужны наши фильмы, наши программы. Как только ты приходишь на телевидение со своим фильмом – ой, неформат. И на самом деле нормального детского канала нет. Сейчас с подачи министра культуры сделали детский канал для мультфильмов. Но у нас мультфильмы, особенно зарубежные, идут чуть ли не по всем каналам. А детского кино нет, и детское кино наше не показывают. Хотя у нас есть замечательные картины. Вот это можно было бы сделать даже отдельным каналом. Фильмы Ролана Быкова, Леонида Нечаева, что-то Суриковой. Советские фильмы, которые, в общем-то, на все времена – «Чучело», «Внимание, черепаха», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса». Все это картины, которые могли бы идти по этому каналу, не переставая.
Ну и потом, есть такие картины, опять-таки как «Человек с бульвара Капуцинов», которые тоже могут идти по детским каналам, потому что люди будут смотреть это кино. И депутаты, и родители, и все чиновники говорят: надо обязательно делать кино для наших детей, наше кино. Их делают, но они не выходят на экраны. Практически все фильмы, которые вы смотрите здесь на фестивале, не будут иметь широкого просмотра.
– Насколько тяжело работать с детьми? Ребенок в кино должен оставаться ребенком или играть какую-то роль, переступать через свои черты характера?
– Вот у меня главный герой Прохор Тесленко, Проша, играет Федю Соколова (в фильме «Полный вперед!» - прим. авт.). Если ты берешь талантливого ребенка, то он работает без снисхождения и без спуска на то, что это ребенок. Проша – сын цирковых актеров. И при том, что он очень талантливый, искренний как актер, он еще и очень дисциплинированный, что крайне редко бывает у детей.
Мой внук Тема тоже пробовался на эту роль. Я не могу сказать, что он плохо попробовался, нормально. Но я знала, что я его не возьму. Потому что я с ним как с артистом не справлюсь. Он будет быстро эмоционально уставать, потому что он слишком эмоциональный. Будет выплескиваться, будет переживать, если у него что-то не получится. А Проша старше на год, и это сын цирковых родителей, а это особый дар, и дисциплины, и таланта. Он настолько искренний в кадре, что дай бог, чтобы взрослые артисты с ним рядом соответствовали.
И второй мальчик, Коля Наумов – он постарше, и все время дерется с Прошей. Очень точный парень, и по актерской игре. Дети же не любят играть отрицательных героев, хотят положительных. А этот – актер. Он держит паузу, когда надо, он в драке участвует так, что не подкопаешься. Он дерется вроде по-настоящему, но все время страхует второго. Помимо того, что он профессиональный актер, у него младшие братья и сестры. И он как нянька с ними, возится с ними, он ухаживает за ними, если кто-то упадет или ударится. И в драках он все это применяет. Когда он дерется, мы знали, что он его не ударит, не обидит, все будет хорошо.
В картине «Тайна волчьей пасти» у меня тоже был мальчик хороший, у которого была сцена со взрослым актером. Взрослый актер все никак не мог запомнить цитату из Библии. И этот парень ему говорит: «Вы не волнуйтесь, я подскажу, если что». И это уже где-то через неделю после съемки.
Если ты берешь маленького актера и видишь, что у него есть перспективы, то на третий-четвертый день ребенок становится профессиональным актером, и с ним можно работать. Единственное, что положено детей держать меньше на съемочной площадке. Но с Прошей не было проблем – у нас там были палатки, мы могли его уложить отдохнуть, но ему даже отдыхать не хотелось. Я ему подарила маленький айпод, и он начал снимать кино уже сам. Говорит, покажу, когда закончу.
Кстати, над картиной работали четырнадцать моих студентов. И те, кто уже прошел эту школу съемочной площадки, спокойно идут дальше в кино. Марина Сулейманова, которая привезла на фестиваль кино (сценарист и режиссер телевизионных художественных и документальных фильмов, обладатель премии фестиваля «От всей души» в номинации «За лучший дебют» за картину «Узник старой усадьбы», - прим. авт.), моя бывшая студентка. Она проработала у меня ассистентом по реквизиту на картине «Тайна волчьей пасти», в сериальном варианте она называлась «Если завтра в поход». И она сама сказала: «Мне теперь ничего не страшно, я знаю, что такое съемочная группа, я понимаю, с кем и как общаться». И более того, она сняла картину практически самостоятельно, за свои деньги, будучи автором сценария, продюсером, режиссером, монтажером своей картины. Потому что у нее уже была очень хорошая закалка.
Другая девочка – первокурсница из МИТРО (Московский институт телевидения и радиовещания Останкино), ее уже пригласили работать вторым режиссером, а это очень ответственная работа. Еще одна студентка снимала картину, позвонила мне, говорит: «Я не очень хорошо прошла курс у вас на съемочной площадке. Единственное, что я запомнила точно, что кино нужно только режиссеру». Снимает съемочная группа: много народу, все сидят, кто-то в носу ковыряется, кто-то разговаривает. И только оператор, режиссер, и еще там два человека – артисты в кадре - работают.
– В ваших фильмах много юмора и иронии, а вы сами являетесь президентом кинофестиваля комедии «Улыбнись, Россия!». Тем не менее на экранах мы часто видим жестокие фильмы, триллеры и ужасы. Насколько востребованы такие фильмы, в которых добрый смех – главное?
– Не могу сказать за всех зрителей, но, к сожалению, наше младшее поколение уже, мягко говоря, испорчено таким кино, которое на грани фола – показывают жестокость, убийство, причем в разных формах. Они почти на этом воспитаны и выросли. Они забывают наших артистов, они Шварценеггера знают лучше, чем Янковского или Караченцова, Миронова. Они уже спрашивают: а это кто? Но старшее поколение, чуть более взрослое, все время говорит о том, что они тоскуют по хорошему, в хорошем смысле, советскому кино. Это кино с хорошим финалом, призывающим к доброте, очищающим душу. Вот сейчас поссоримся с американцами окончательно, прикроют лавочку и не будут американское кино пускать в Россию, вот тогда мы и пойдем вперед, наше кино опять возродится (потирает руки, смеется). К сожалению, это шутка… Нет, американское кино тоже есть хорошее. Но поскольку покупается скопом, комплектами, в комплекте на одну хорошую картину 9-10 картин, которые я бы не показывала ребятам.
Вот недавно был спор о картине «Волк с Уолл-Стрит». И я понимаю иркутских градоначальников, которые запретили показ картины у себя в городе. А министр культуры сказал – пусть показывают. А там парень добивается успеха благодаря тому, что он наркоман, нечистоплотен в отношениях с женщинами. Для взрослых людей это кино, которое они могут смотреть, оценивать, и у них уже сформировано отношение к жизни. Ребята 12-13 лет и до 18 смотрят на это как на способ жизни. Но поскольку они незрелые, эти семена разврата падают на незрелую душу молодого человека и дают свои всходы. Поэтому я бы поставила для этого фильма 18+. Но если поставишь – тем более побегут смотреть. Может, надо было ограничить показ...
Какого-то рецепта четкого нет. Но я посмотрела эту картину, и у меня было ощущение, что я своим детям и внукам ее бы не показывала.
Мария Сайгина
Фото Сергея Горохова