Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Рубен Сафронов: «Деревня – такая отдушина!»

Интервью по случаю открытия персональной выставки художника

В художественной галерее, расположенной на улице Гончарова, открылась первая персональная выставка Рубена Сафронова «Взгляд и отражение», посвященная 25-летию его творческой деятельности.

Бушующие морские волны и живописнейшие уголки родной природы нашего края, букет благоухающей сирени, собранный ранним утром и сошедшиеся в поединке быки, роющие копытами землю, доведённый до отчаянья старик-фронтовик, пытающийся продать свои медали и пахнущий ароматом лесных трав берестяной туесок с земляникой…

Художник внимательно наблюдает за жизнью и успевает запечатлеть на своих полотнах увиденное, уловив мимолётное состояние и прочувствовав настроение.

Пейзажи и натюрморты Рубен Сафронов пишет в одной из деревенек Ульяновской области. Здесь и черпает вдохновение. Ему нравится бродить по лесным чащам, слушать голоса птиц и любоваться окружающим миром.

Через заветные уголки природы он воссоздаёт поэтический образ России.

- Рубен, ваш отец Виктор Сафронов известный художник, чьи работы находятся в собрании Третьяковской галереи, имеет высокое звание народный художник СССР. Он повлиял на выбор профессии?

- Папа никогда не давил на меня и не утверждал: «Ты будешь художником». Родители в детстве говорили: «Надо уметь рисовать». И поэтому они меня определили в художественную школу. Мы туда ходили вдвоём с соседом Эдиком Каретниковым. А когда её закончили, поступили в художественное училище, и каждый пошёл по своему пути.

- Ваша сестра тоже художница?

- Старшая сестра Инесса живёт в нашем родном городе Нижнем Новгороде и тоже пишет картины. В 1969 году отец приехал оттуда в Ульяновск, и этот город стал для нас родным. Что ни говори, а родина, она и есть родина.

- На вашей выставке много живописнейших пейзажей. Где вы их рисовали?

- Летом мы уезжаем в Риновские хутора. Там тридцать лет назад была прекрасная природа. А вот сейчас всё изменилось. Леса вырубили. Те, что сохранились - стали грязными, заросшими и заваленными буреломом. Их никто не чистит, и поэтому поваленные деревья гниют. Дуб заражён грибком.  

Посмотрите на эту картину: наш овраг. Какие прелестные места! Раньше здесь росла низкая травка, где мы собирали много ягод. Рядом был водоём - небольшой, но поплескаться хватало. Такое удовольствие! А вот года два назад хотел там пройтись, но не смог спуститься в овраг: высоченная крапива. Ни о каких ягодах или грибах не может быть и речи. И, тем не менее, лес очень красив. А ведь природа зависит от нас: это мы довели её до такого состояния.

Вот, взгляните, какая изумительная банька! Она стояла в саду художника Шустова Виктора Степановича. И была очень красивой. Особенно, когда в мае всё начинало распускаться… Чудесное местечко! Я написал её несколько видов. А сейчас этой баньки уже нет: на неё упал орех и раздавил.

У Шустова и сад был замечательным! Он сам выводил плодородные деревья и прививал сорок сортов яблонь, груш, вишни. И меня этому научил: на своём участке мы сажали дичок, и его прививали. А сейчас остались лишь остатки сада: что-то не прижилось, что-то замёрзло. Тогда мне хотелось сделать чудо-сад. Посмотришь: эта яблоня жёлтая, а эта – красная. Ты, к примеру, любишь сладкие яблоки, а я - с терпким вкусом. Каждый сад требует внимания, потому что это - живой организм, который нуждается в уходе. И его необходимо чистить, обрезать ветки деревьев. А, когда осенью созрело столько яблок, куда девать урожай? Куда? Яблоки - в яму, картины - на полку. Иногда устаёшь закапывать такое количество яблок. Раньше я даже на рынке их продавал. Жить-то как-то надо было. Но это было временное явление. А вот если бы можно было отвезти эти яблоки на перерабатывающий заводик и там сдать за копейки, то все были бы счастливы! Но, извините, у нас этого нет.

И, вот стал я сад укорачивать, потому что хранить такой урожай не было ни возможности, ни надобности.

- Хозяйством любите заниматься? И печку в деревенском доме вдвоём с отцом сложили?

- Мы с отцом её расписали в русском сказочном стиле. У нашей русской печи в своё время основу сделали неправильно: она подгнила, просела и стала разрушаться. Делать её заново не было смысла. Мы её разобрали. Конечно, ломать было жалко, но что сделаешь? Хирург делает больно для того, чтобы потом весь организм жил. И сложили «голландку». Сейчас в нашей деревне печей нет: их разбирают и выкидывают.

- Чердак в своём деревенском доме начали обустраивать?

- В порядок приводим. Всё начинается с фундамента и крыши. А вот до крыши пока «руки не дошли».

- Летом на хуторе работаете по хозяйству, и пишите этюды, а зимой в городе живёте?

- Зимой на хуторе тоже хорошо. Деревня - такая отдушина! Если бы была возможность, то я всё время бы жил там. Зимой туда редко приезжаю, потому что дом несколько дней нужно отапливать дровами, а времени на это не хватает.

Весной там тоже здорово! Я в марте там рисовал. Природа быстро меняется: сегодня снег, завтра растает, а послезавтра – опять выпадет. Весной природа расцветает, и всё распускается, поэтому нужно как можно больше рисовать красивых мест. Ведь всё так быстро происходит!

Жизнь художника интересна и очень насыщенна: всё создаётся в тишине, и ничего не пишется для эффекта. Сидишь: мажешь, мажешь…  Потом смотришь. И опять делаешь, делаешь и… смотришь. Выставки для чего делают? Там ошибки свои можно увидеть. В мастерской все работы стоят на полке, и не увидишь, как они смотрятся. Это уже внутренняя кухня.

Сейчас рассчитывать на продажу – смешно. Наше общество восторгается тем, что находится «по ту сторону». В нашей стране, что по телевизору показывают? Какие замечательные пирожные пекут во Франции, какие горшки обжигают в Португалии, какую мебель делают в Италии, какая архитектура в Испании! Вот там всё замечательно! Туда надо ехать и пробовать. Но у нас-то тоже много интересных мест с богатой культурой, прекрасной архитектурой. Ну, а почему мы не гордимся тем, что имеем? Почему бы не посмотреть наши красоты?

- Вы не только пишете картины, но и занимаетесь общественной работой, являясь членом Союза художников, помогаете председателю Ульяновского Союза художников Николаю Чернову?

- К должностям и регалиям отношусь спокойно. В нашей организации нужно изыскивать заказы, постараться что-то реализовать. Раньше государство деньги выделяло и ставило перед художниками определённые задачи. А сейчас – капитализм. Если хозяин захочет в столовой вывесить картину, то вывесит. Не сочтёт нужным – не будет там картины. И никто его заставить не может. А ведь не все любят картины. Кто-то считает: вот дома музей устроили. О чём говорят картины, которые висят дома? О том, что у человека имеется определённый вкус. К тому же картины в доме повышают статус.

Ну а чем восторгаться? Тем, что купил квартиру в тысячу квадратов, сделал дорогой ремонт и наклеил обои по 10 тысяч за рулон? Если кому-то нравится, то ради Бога. Но ведь наша культура должна наполняться чем-то душевным, каким-то теплом. А откуда возьмётся это тепло? Только из тех вещей, которые человек создаёт своими руками. Это и прекрасная мебель, сделанная краснодеревщиками, и красивая керамика, вылепленная гончарами, и какие-то скульптурные композиции... Посмотришь - и становится тепло. И хотя таких изделий осталось немного, они ещё есть. И тебе приятно на них смотреть.

- В середине прошлого столетия в нашей области создавалось много таких самобытных изделий, которые и пользу приносили, и душу согревали.

- В Симбирской губернии делали венские стулья, которые славились на всю округу, занимались упряжью. В Сухом Карсуне существовало деревенское направление керамики. Там были оригинальные горшки, крынки, но всё это исчезло, и сейчас их найти невозможно. В каждой области остались лишь единичные экземпляры. Делать это всё  сейчас никто не хочет. В итоге старые мастера умирают, а секреты их мастерства исчезают.

  Когда бываю в других городах, стараюсь заходить в отделы декоративно-прикладного искусства. Замечательная керамика, какие-то изделия из дерева, резьба по кости с Севера, которую повторить очень сложно, греют мою душу. Всё мастерство и заключается в том, что как бы ни казалось легко сделать такие изделия, повторить их очень сложно. Горько, но лет через 15 этого ничего не будет.

И, к сожалению, наш быт наполняется пластиком. Нам нужны ровные углы и никаких дефектов на покрытиях не может быть. Всё должно быть ровным, гладким и блестящим. Это неправильно. Мы посмотрим в окно и не увидим ни одного, созданного природой, ровного и идеально гладкого предмета. Наш глаз любуется пластикой, движением. Скоро помещения станут пластиковыми, а картины будут на банерной ткани. Всё дёшево и можно легко выбросить. Но как это далеко от нашей души…

- Скоро ещё один красивый праздник - Старый Новый год…

- Ёлка красива сама по себе: одна веточка вверх, другая вниз. Снежинки, игра света… Это – естество. А в Ульяновске, что стоит на главной площади города? Холодный конус из пластика. Такое дизайнерское решение не греет душу. Новый год – это таинство. И у каждого есть надежда на сказку. Даже старик думает: «А может что-то свершится»? И люди стараются верить в сказку. А ты стоишь под этим конусом и думаешь: «Ну, этот конус точно твои желания не исполнит». Всё должно быть ближе к душе. Да, заставить полюбить нельзя, но показать красивое - можно.

А можно было бы загадать под ёлкой, чтобы в Ульяновске, как в Перми, был построен выставочный комплекс для проведения культурных мероприятий и зональных выставок, чтобы показать достижения художников. И, чтобы художники сравнивали и понимали, что мы находимся не на последнем месте.  Но сделать такую выставку нереально: нет таких площадей. К тому же для таких выставок нужен свет, лёгкие внутренние перегородки, на которые можно было бы вешать картины. Но это всё из области фантастика. И, если даже мы всем своим скромным коллективом напишем Деду Морозу пожелание, вряд ли оно исполнится.

- Что бы вы хотели, в канун Старого Нового года, пожелать ульяновцам?

- Оставаться человеком по отношению к другим людям. Кто-то из мудрецов сказал: «Поступай с людьми так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой. Добра, света и любви!

Лариса ЯРДАЕВА, фото автора      

 

 

Нет комментариев
Обсудить