Михаил Четин: «Хирург должен быть добрым и решительным»
Контакт с пациентом, по мнению врача, главный шаг на пути к излечению.
Лечить людей непросто, лечить детей ещё труднее. Ульяновский врач высшей категории, эндоскопист высшей категории Михаил Четин дважды был признан лучшим врачом России. Вот уже 32 года он работает детским хирургом, из них 28 лет — эндоскопистом, преподает на кафедре педиатрии в УлГУ и является участником закрытого интернет-клуба русскоговорящих хирургов мира. Он считает, что сохранение врачебной тайны особенно важно, когда имеешь дело с детьми, и что клятву Гиппократа врачи давать не должны.
– Михаил Владимирович, с чего начинается лечение?
– Лечение начинается, когда появляется взаимопонимание. Важно уметь слушать, а главное, слышать людей. Часто на мои вопросы за ребёнка пытаются отвечать родители. Я их останавливаю. Бывает, родитель считает, что нужно показать одно, а ребёнка беспокоит что-то совсем другое. Тогда приходится просить мамочку подождать в коридоре. Например, ребёнок съел чипсы, и у него болит живот, но признаться родителям в том, что ел чипсы, он боится, потому что знает - накажут. В итоге ему проще объяснить причину врачу, чем родителям. Важно установить контакт с ребёнком. Для начала можно поинтересоваться чем-то, что не связано с его здоровьем. Однажды я даже устроил своим пациентам кукольный спектакль. А когда контакт установлен, малыши рассказывают свои секреты. Я никогда не рассказываю взрослым, о чём мы говорили с детьми – иначе в следующий раз малыши не будут мне доверять. Впрочем, недоверием к врачам больше страдают взрослые. Часто родители вместо того, чтобы обратиться к врачу, пытаются самостоятельно ставить диагноз, «погуглив» симптомы в интернете. Этого делать нельзя. У детей может болеть живот по самым разным причинам. Родителей должно насторожить, если боль не проходит больше часа или повторяется через некоторое время. Маленькие дети сами не могут точно указать место локализации боли и правильно описать своё состояние. Здесь на помощь приходит врач. Кстати, пожилые люди тоже часто идут за советом к родственникам или соседям, но у разных людей реакция на один и тот же препарат может отличаться. И вот старички, закупив лекарств на приличную сумму, пытаются лечиться, но не получают эффекта. Тогда они обращаются за квалифицированной помощью.
- Но вы же сами пользуетесь интернетом?
- Да, я – член закрытого интернет-клуба русскоговорящих хирургов мира, это необходимо для обмена информацией о новинках в мире медицины. Кроме того, я много общаюсь с зарубежными коллегами, читаю литературу на иностранном языке, даже участвовал в переводе одной книги на русский язык. Сейчас она уже издана.
- Какие предрассудки чаще всего встречаются у ваших пациентов?
– У каждой категории свои. У детей: «Если повели в поликлинику, значит, будут делать уколы». У мам: «Я знаю больше вас о заболевании своего ребёнка, он у меня уже третий, поэтому я пришла только за больничным». И у всех взрослых, как правило: «Врач давал клятву Гиппократа, поэтому он обязан лечить безотказно». На самом деле врачи с прошлого века не давали и не будут давать клятву Гиппократа. Во-первых, текст клятвы был составлен уже после смерти Гиппократа. Во-вторых, все врачи должны жить в соответствии с действующим законодательством, тем более что за серьёзное нарушение регламентных норм для них предусмотрена не только гражданско-правовая, административная, дисциплинарная, материальная, но и уголовная ответственность.
– Какими качествами должен обладать детский врач вообще и хирург — в частности?
– Быть профессионалом в своём деле, соблюдать действующее законодательство, уметь устанавливать контакт с ребёнком любого возраста и его родителями, быть добрым, отзывчивым, компетентным (не только в вопросах детской хирургии), получать новые знания и активно применять новые технологии операций, быть смелым, решительным при выполнении операций, делиться опытом с младшими коллегами лично на конференциях и мастер-классах и через публикации в медицинских изданиях, быть готовым отстаивать свою точку зрения вне зависимости от занимаемой должности, уметь защищать себя и коллег от несправедливости со стороны пациентов и руководства.
Елена Огнева
Фото автора