Владимир Борисов и Кристина Крапоткина: «Горы покорить нельзя, горы всегда сильнее»
Ульяновские альпинисты рассказали о своем восхождении на Эльбрус.
20 июля семеро ульяновцев покорили Эльбрус. Руководили походом семейная пара Владимир Борисов и Кристина Крапоткина. Для них это первое восхождение, хотя попытки взойти предпринимались не раз.
- Как проходил поход?
- В путь отправились 12 человек. Сначала хотели просто сходить в Приэльбрусье, чтобы посмотреть горы, на склон зайти, главный Кавказский хребет увидеть. После этого думали отправить группу домой и самим попробовать забраться на Эльбрус. До этого уже были две попытки восхождения, но обе неудачные. Один раз даже травмировался. Девять лет занимаюсь горным туризмом, и до этого ни разу не зашёл на вершину.
У Кристины это уже была четвёртая попытка. До этого она доходила только до седловины горы – впадины между двумя вершинами, напоминающей лошадиное седло.
- И в этот раз Эльбрус вам покорился…
- Не покорился, а пустил. Горы покорить нельзя, горы всегда сильнее. На гору можно зайти. Она или пустит, или не пустит.
Мы пустили клич по знакомым и участникам нашего альпинистского клуба и в итоге набрали группу из 12 человек. Из тех, кто хотел, никому не отказали. Семеро из них впоследствии взошли на Эльбрус.
- Сколько времени занял поход?
- Из Ульяновска выехали 10 июля, 12-го были в Приэльбрусье. Семь дней был акклиматизационный поход. 18 июля, дойдя на высоту 3800 метров, отправил пятерых человек домой. 20 июля в 10.40 были на вершине.
- Почему других домой отправили?
- Изначально хотели отправить всю группу и совершить восхождение только вдвоём. У других уровень подготовки ниже. Если человек задыхается на простом перевале, значит на Эльбрус он не зайдёт. Зачем мучить человека. Ведь если с ним что-то случится, это ответственность за него, его нужно спускать, нужно помогать. Это сломает наши планы.
Но по ходу самого маршрута планы у нас никак не поменялись. Всё, что решили, обдумали, оговорили с участниками, так и вышло.
- Как отбирали людей к походу?
- Когда в городе готовишься к горам, нужно очень много времени посвящать физическим занятиям. Крайние три год я организую и руковожу походами. Ездили на Кавказ, Тянь-Шань, Гималаи. И какая-то команда сформировалась. Двое как раз из этой команды, их я знаю очень хорошо. Ещё с тремя встречался, беседовал, смотрел на них. Один из них бегает полумарафоны, двое занимаются кроссфитом. В процессе подготовки я на них смотрел, и как-то раз, сидя в ульяновском кафе, мы договорились, что если они идут на Эльбрус, то они беспрекословно выполняют мои указания без геройства и шапкозакидательства.
Приэльбрусье проходят все, оно по силам для любого человека. Здесь никому не отказывали. Для восхождения на Эльбрус отбирали уже намного строже.
- Это уже ваша не первая попытка. Почему раньше не получалось?
- Первый раз не хватило физической формы. Точнее пошли без акклиматизации. Дошли до отметки 3800 метров, потом прошли ещё 400 метров вверх и утром попытались выйти. Тогда были моложе, знаний было меньше и попробовали с наскока взять – не получилось.
- В горы всегда ходите вдвоём?
- Во всех походах Кристина всегда со мной. Это уже образ жизни. Туристическим походам приходится подчинять всю свою остальную жизнь. Постоянно занимаемся спортом, чтобы быть в форме. Время отпусков выкраиваем именно под сезон, деньги зарабатываем под поход. В год получалось два-три похода.
- А вы кем работаете?
- Сейчас нигде не работаю. В мае меня благополучно уволили, и пока работу не нашёл. До этого 14 лет работал менеджером по продажам. Кристина – фрилансер, делает сайты.
- Как, сидя в офисе, решили пойти в горы?
- Девять лет назад мой брат познакомился с одним из руководителей альпинистской школы и сходил в поход. А вернулся весь восторженный. Тогда пришло осознание, что в жизни надо что-то менять. Я тогда забросил занятия в тренажёрном зале, вёл «овощной» образ жизни: с работы домой, вечером с друзьями пиво пил, утром опять на работу. И понял - что-то не так. Тогда предложили сходить в пешеходный поход, потом в горный второй категории сложности как раз в Приэльбрусье. Когда впервые увидел Эльбрус, затянуло. Через год, в 2008 году, с познакомился с Кристиной тоже в горах на Алтае. Мы шли в параллельных группах. Познакомились, и через пару месяцев завязались отношения. Предложение Кристине делал на скалах в районе приюта 11 на Эльбрусе в снегах в легендарном месте. В свадебное путешествие отправились на Алтай.
Практически каждый год в августе мы в горах. Пропустили только один раз, когда ходили на Гималаи, потому что поход туда достаточно затратный. Тогда месяц жили в Непале, и были первыми ульяновцами, кто туда дошёл.
- Кристина, а вы почему решили в горы ходить?
- Я занимаюсь этим с 16 лет, ходила в походы с друзьями - и затянуло. Сейчас уже сами водим других. У нас своё неформальное объединение «Русские бульдозеры».
- До знакомства вы оба жили в Ульяновске?
- Да, но в разных районах города. Познакомились в горах. Шли в параллельных группах, но от одного клуба. Часть маршрута была совместной. Вместе шли первую неделю и последние несколько дней. У нас были разные категории сложности восхождения, поэтому наши пути на некоторое время расходились. В поезде обратную дорогу тоже вместе ехали.
- Семейная жизнь в городе и в горах заметно отличается?
- Да. В горах каких-то интимных вещей позволить себе не можешь, потому что всегда на виду. Даже пообщаться вдвоём – проблема, потому что постоянно все вместе.
Есть такое мнение, что человека, чтобы лучше узнать, надо помесить в экстремальную среду. В такой ситуации не получается соврать. Если человек трусливый – это видно, если истеричка – видно. Характеры обостряются.
Но после каждого похода возвращается несколько пар.
- Бывали случаи, что приходилось друг друга из экстремальной ситуации спасать?
- Когда в камнепад попал, то Кристина большую часть маршрута сопровождала. В остальном каких-то ситуаций, когда помогали выжить, просто не было. Лучше всё заранее продумать. В походе она складывала мои вещи, поскольку я руковожу группой.
Фото из семейного архива