Александр Тихонов: «Работа телеведущего – знакомиться с интересными людьми»
Чувствовать себя свободным человеком – это много значит.
Александр Тихонов – один из первых дикторов ульяновского телевидения, профессиональный актёр (окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии), 30 лет проработал телеведущим ГТРК «Волга». Ему присвоено звание «Диктор высшей категории». Награждён знаком «Отличник советского телевидения и радио». Сегодня Александр Тихонов передаёт свои знания студентам УлГУ и тем, кто хочет научиться культурно и грамотно говорить на великом, могучем, правдивом и свободном… В общем, по-русски.
– Я родился перед войной во Владивостоке, – рассказывает Александр Михайлович. – Меня ещё грудным перевезли в Саратов. Папу взяли в армию, в строительные войска. Они строили новую границу с Латвией в первые дни войны – без оружия, с одними лопатами. Мы с мамой жили в Саратове. Детство военное, потом школьные годы. Я занимался в том же кружке, что и Олег Табаков. Был в дружеских отношениях с Олегом Янковским. Он как раз окончил Саратовское театральное училище, а я начал работать на телевидении. К этому времени я уже вернулся из Ленинграда. Когда объявили конкурс на телевидении, я принял в нём участие, меня сразу взяли диктором.
Это был «Кадр-1» с огромными бобинами, с широкой плёнкой, только что снятый с военного производства. Он так сильно вибрировал, что приходилось его ставить на бетонное основание. Потом появился «Кадр-3», нормальный. А завершил свою дикторскую работу я в 50 лет диктором высшей категории, потом ещё пять лет работал начальником рекламного отдела. Читал рекламу сам и на радио, и на телевидении. Мне присвоили звание «Отличник советского телевидения и радио». Заслуженного не дали... Чтобы стать заслуженным, нужно уметь дружить с начальством. А я всегда говорил то, что думаю. В то время это было сложно – цензура, всё под наблюдением обкома партии. Но телевидение… Это было искусство. Новости нужно было уметь преподнести, заинтересовать, чтобы человек не переключился на другой канал. И при этом ты должен быть прежде всего человеком в предлагаемых обстоятельствах, как Тихонов Александр Михайлович, как ведущий, а не в роли ведущего.
– Какие качества нужны диктору?
– Первое – пунктуальность. Я всегда был на месте за пять минут до начала эфира. Потом – умение общаться с людьми, вести себя свободно, читать – и стихи, и прозу. На радио и на ТВ мы читали всевозможные отрывки из художественных произведений. На телевидении мимика должна быть сдержанная, жесты тоже. Ведущий не видит аудиторию. Нужно уметь общаться с камерой, зная, что есть конкретные люди, которые тебя смотрят, и к ним обращаться. Вся работа телеведущего строится на трёх ипостасях: что читаешь, кому и зачем. Нужно вести себя свободно в кадре, не быть зажатым. Это приходит со временем. Чувствовать себя свободным человеком – это много значит! И в жизни тоже… На радио совершенно другой принцип. Там основа – голос, всё должно ярко звучать. Можно и руками помахать для помощи, и улыбнуться, и скорчить физиономию. Особенно когда художественное произведение читаешь.
– А как вы за своим инструментом ухаживаете?
– Да никак. Главное – не простужаться, не пить холодного. Мороженое ем, когда захочется. Когда я занимался во Дворце пионеров, мне педагог сказала: «Бог тебе дал голос, но фактуры не дал…». Хотя в театральный меня взяли, я выучился, потом работал. Но главное – я нашёл себя. Моя профессия интересна тем, что я знакомился с интересными людьми, брал у них интервью, читал их биографии. То же самое – когда начинаешь читать книгу, сначала нужно познакомиться с автором. Почитайте о Есенине, Пушкине. Сейчас телевидение совершенно другое. А тогда в эфир выходили «живьём». Видеозаписи не было. Среди дикторов существовал очень жёсткий отбор. Я учу журналистов культуре речи: правильно ставить ударения при чтении и в разговоре, умению свободно себя держать, разговаривать с людьми и при этом быть не выше собеседника.
– В учебниках по журналистике говорится, что самое главное – это грамотность, она должна стать пунктиком журналиста.
– Ведущий, журналист, диктор должен быть эталоном! Э-та-ло-ном по культуре речи, а не кубыть-мабыть, как некоторые говорят. Сегодня на всероссийском радио можно услышать: кранЫ, БАльзак…
– Почему не все студенты факультета журналистики идут работать по специальности?
– Это ведь так же, как в актёрской и режиссёрской профессии – набирают 20-25 человек, а хорошими актёрами становятся 5-7. Естественный отбор… Некоторые даже не знают, зачем приходят в журналистику. Хорошие журналисты, конечно, нужны, но обычно руководство ищет человека, который бы «не возникал». Хотя если ты хороший профессионал, тебя не уволят, если только за провинности. Поэтому я себя легко чувствовал и чувствую до сих пор. Я разговаривал так, как считал нужным.
– В чём смысл вашей работы?
– Сейчас – отдать то, что я имею за плечами. А в общем – нести. Диктор – это ведь не робот, которому приносят написанный текст, и он его читает с выражением. Всё зависит от того, как я отношусь к информации. Естественно, есть политика, и я должен эту линию вести, хочется мне того или нет. Но я могу выразить своё отношение – жестом или интонацией. Однажды меня заставили читать текст, который, как я считал, не стоило давать в эфир. Но мне сказали: Надо. – Я произнёс на камеру: «Нам сейчас пришло вот такое сообщение», – и бросил листок на стол. Всё стало понятно.
– Когда Вы набирали свой культурный багаж – в школе, в институте?
– В жизни! И до сих пор учусь. Если чего-то не знаю, я так и говорю: я не знаю. Никогда не стесняйтесь в этом признаться. Всё познать нельзя. Но старайтесь! Это зависит от вас – не от меня. Я не могу вас научить за такой короткий промежуток времени. Я могу только показать, что и как делается. А вы делайте, как я – или лучше.
Фото и видео автора