Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Художник Мефодий Остапенко: «Я не участвую в войне, она участвует во мне»

Картины ветерана Великой Отечественной войны звучат словами известного поэта.

Мефодий Иванович Остапенко ведет активный образ жизни, несмотря на свой возраст (в следующем году ему исполнится 90 лет). Он до сих пор устраивает передвижные выставки, приходит со своими картинами в ульяновские школы, чтобы рассказать подросткам о той страшной войне.

Сам он в 1941 году был 14-летним мальчиком, но отчетливо запомнил и тревогу первых дней, и жесткий голос диктора Левитана по радио, и скорый натиск врага. Семья Остапенко проживала в Ставропольском крае, и Мефодию Ивановичу удалось выжить во время оккупации. Ведь на захваченных территориях фашисты создавали лагеря смерти, в которых безжалостно расстреливали мирное население. За пять с половиной месяцев в крае погибло более 32 тысяч человек.

Все это страшило юного Остапенко, он мечтал об одном – пойти на фронт, чтобы победить врага. Втайне от родителей он начал готовиться: собрал вещмешок и даже нашел винтовку, которой играли во дворе дети. Оружие оказалось старым, еще со времен Первой мировой, приклад сгнил, поэтому мальчик решил  отремонтировать его.

Первая встреча с бойцами Советской армии была печальной – Мефодий Иванович хорошо запомнил отступление, -  но это не помешало ему верить в победу.

-  Я увидел, как они шли, побитая армия, потерпевшая поражение армия, как отступала, - говорит ветеран. -  И все-таки уверенность в победе была, вот что нас удивляло и поддерживало. Я мечтал попасть на фронт, но когда посмотрел, как они отступают, подумал, куда там мне к ним?

Юный Мефодий Остапенко решился отправиться на фронт, когда на территорию Ставропольской области уже пришли советские войска. Он договорился с одним из военных водителей, чтобы тот  провез его на линию фронта в закрытом фургоне. Убегать из дома было страшно, но мечта о победе оказалась сильнее.

- Я чувствую, вот-вот рассвет должен быть, я поднялся, потихоньку все собрал, ушел, - говорит ветеран. - Иду по селу, чувствую, что такое, подозрительно тихо. Когда в селе войска, они перекрикиваются, часовые, где-то мотор гудит, звуки какие-то есть, а тут – тишина. Меня волнение охватило: неужели уехали?

Оказалось, уехали по тревоге. Однако первая неудача не сломила юношу. Он вступил в партизанский отряд.

- Когда отец узнал, что я иду в истребительный батальон, он мне говорит: а ты подумал о нас с матерью? Ведь немцы, если придут, повесят нас. Ты-то пойдешь в партизанский отряд, а нас повесят. Вот это было для меня очень печально. И в то же время я знал, что все равно пойду в истребительный батальон.

Партизанский отряд стал для Остапенко настоящей военной школой. А в армию его призывали уже осенью 1944 года. Он сдал оружие, боеприпасы и на другой день прибыл в военкомат, а оттуда его вместе с другими призывниками отправили в Оренбург.

Молодой человек, зная о близком финале войны, мечтал войти в Берлин, стать тем освободителем, который останется в истории. Однако из Оренбурга было два пути: на запад и на восток. Остапенко вместе с другими молодыми бойцами, выпускниками Тоцкого полигона, был отправлен на восток. И выполнять артиллерийские удары он мог только в самой восточной части нашей страны. Его первый официальный день службы выпал на 9 мая 1945-го.

- Я вышел помыть котелок, вдруг самолет летит, - говорит Остапенко. - Смотрим – разбрасывает листовки. Что такое?  Начали гадать: наверное, война закончилась. Точно, подобрали листовки: сообщают, что Германия капитулировала. А мы думаем, как же дальше? А нас не отпускают. Мы, последний призыв, нужны были, чтобы «доиграть» войну на востоке.

Красота  Японии и Кореи потрясла молодого человека, те пейзажи хотелось запечатлеть на холсте. Так Остапенко решил стать художником. Свой первый профессиональный набор красок он нашел там же, в Японии, просто подобрал в разоренном лагере врага. После окончательного финала войны Мефодий Иванович поступил в Краснодарское художественное училище и всю жизнь посвятил искусству.

В своих работах он пытается передать зрителям свои воспоминания: на холстах появляются пейзажи дорогих ему мест. Родное Ставрополье, Краснодар, Ульяновск… Но иногда рука сама выводит взрывы, сражения, лица погибших друзей.

«Я не участвую в войне, она участвует во мне», - описал свои чувства известный поэт Юрий Левитанский. И это близко ульяновскому ветерану: ему хотелось бы забыть о том страшном времени, но желание предостеречь сегодняшних молодых людей все же сильнее.

Фотоматериалы из архива Мефодия Остапенко

Нет комментариев
Обсудить