По следам фотографа Каррика: в регионе вновь ищут интересных героев
Современный фотограф хочет узнать, остались ли в нашем крае уникальные типы.
Из истории фотографии
Прошло 145 лет стех пор, как шотландец Вильям Каррик совершил свою первую в истории фотоэкспедицию по Симбирской губернии. В результате нее он создал уникальное собрание портретов её жителей, зафиксировал множество сцен жизни крестьян, ремесленников и купечества. Эти снимки до сих пор поражают воображение своей правдивостью, художественными достоинствами и поразительным для тех времён техническим совершенством. И неудивительно, что отпечатки и негативы, сделанные одним из первых мастеров фотографии, нашли достойное место в музейных собраниях России и Западной Европы.
Изначально семейство Карриков с нашей страной связывал исключительно коммерческий интерес, поскольку отец Вильяма владел лесоторговой фирмой, занимался поставками леса из России и долгое время со всем семейством проживал в Санкт-Петербурге. Так что, именно здесь будущий «фотолетописец земли Симбирской» получил образование в Академии художеств.
в 1859 году Вильям Каррик открыл в Петербурге первую в стране фотомастерскую, где работал вместе с компаньоном и земляком Джоном Мак-Грегором. И его главной заслугой считается то, что Вильям Андреевич стал первым в России, кто начал фотографировать простых людей. Английский писатель Уильям Ралстон, друживший с Карриком, писал, что «каждый раз, когда какой-нибудь живописный русский проходил мимо их окон, Каррик и Мак-Грегор немедленно выскакивали на улицу и делали его портрет, чтобы добавить в свою галерею».
Непрактичность сына стала причиной переживаний его матери. Она никак не могла понять, почему её любимый сын вместо того чтобы за достойное вознаграждение делать портреты состоятельных людей, снимает «весь этот бедный русский народ».
Его первая портретная серия так и называлась «Русские типы»: разносчики, коробейники, дворники, трубочисты, почтальоны, молочницы. За эту серию в 1862 году Каррик получил награду от великого князя Николая Александровича – перстень с крупным бриллиантом.
Видимо, в какой-то момент мастеру стало тесно в столице и он вместе со своим компаньоном отправился в путешествие по Поволжью, где ему удалось сделать серию необыкновенных фотографий крестьян – на ярмарках, деревенских праздниках, во время работы в поле, на лесоповале, а также множество постановочных портретов.
В Симбирской губернии компаньоны провели больше месяца: они проживали в Сенгелеевском уезде в имении помещика Николая Соковнина. По воспоминаниям их гостеприимного хозяина, гости без отдыха работали от восхода до заката, нередко делая до двадцати пяти негативов в день. И это было настоящим подвигом, учитывая всю трудоёмкость фотографического процесса в те времена. Кроме этого, крестьяне, впервые увидевшие фотоаппарат, не всегда понимали, чего от них хотят, и приходилось добивался нужных мизансцен.
«Фотосессии» Каррик и Мак-Грегор проводили в Карсуне и Сенгилее. За время первой экспедиции было сделано более двухсот фотографий, которые вскоре стали предметом всеобщего восхищения.
Через четыре года Каррик повторил свою экспедицию, но уже в одиночестве, поскольку его партнёр к тому времени умер… Но это не помешало добиться столь же впечатляющего результата.
В 1876 году Каррик получил звание «Фотограф Императорской Академии художеств», а в 1878 году его снимки произвели настоящую сенсацию на Международной фотографической выставке в Лондоне. «Русская галерея» Каррика к тому времени насчитывала более 1000 снимков.
Полтора века спустя
И вот почти через полтора столетия после первой экспедиции Каррика его проект получил продолжение. Работами шотландца заинтересовался фотожурналист Леонид Лазарев, лауреат многочисленных отечественных и международных фотовыставок, многие из работ которого стали подлинными символами советской эпохи. При поддержке Института истории и культуры Ульяновской области Леонид Николаевичуже второй год подряд путешествует по следам экспедиции Каррика и работает над коллекцией снимков, где запечатлены потомки героев шотландского мастера.
Сам он так охарактеризовал мотивы и цель своей работы: «Глядя на работы Каррика, видишь там людей сильных, добрых, уверенных в себе, делающих своё дело. Ни в одном взгляде я, например, не увидел затравленности или страха. А ведь всего-то десятилетие прошло с момента отмены крепостного права. И сейчас хочется увидеть достойных потомков симбирян той эпохи, сохранивших их лучшие черты. Да, сейчас не так много людей, занимающихся крестьянским трудом, но зато стало больше интеллигенции – врачи, учителя, деятели культуры. Да, социальная среда изменилась, но суть человеческая осталась прежней. Так что, мне не надо устанавливать какие-либо критерии. Достаточно чувствовать людей. И главное, чего я очень боюсь – сфальшивить».
В материале использованы фото В. Каррика и Л. Лазарева (из соцсетей)