Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Подбираем, снимаем, популяризируем: три главных профессии в кино

В День российского кинематографа mosaica.ru знакомит читателей со специфическими киноспециальностями.

vk.com
vk.com

Кино – коллективное искусство, для создания одного, даже самого короткометражного, фильма требуется труд десятков профессионалов. Режиссеры, актеры, операторы, осветители, костюмеры, гримеры, сценаристы – об этих помнят все.  Однако на каждой съемочной площадке присутствует небольшая толпа разных ассистентов, уверенно делающих свое дело. Есть и вовсе те, кто постоянно работает «за кадром», и всё для того, чтобы этот «кадр» донести до зрителя, создать его ярким и оригинальным, рассказать о нем потенциальным зрителям.

Накануне Дня российского кино мы встретились с режиссером, кинокритиком и кастинг-директором и задали им по два вопроса: в чем заключается специфика их работы и что они думают о состоянии нашего кинематографа.

Борис Куломзин, кинорежиссер, создатель фильма «901 километр» (Ульяновск)

- Режиссер – профессия, которую я выбрал уже в осознанном возрасте. Мне приходится работать и над телепроектами, и над художественными. Последние мне ближе. Совсем недавно снял три документальных фильма о нашем городе. Я люблю Ульяновск: мне в нем работать комфортнее, от многих крупных городов он отличается тем, что здесь есть время и место для творчества, нет постоянной спешки. Когда-то родовитые дворяне приезжали отдыхать в провинциальный Симбирск. И сегодня здесь легко сосредоточиться на своих идеях, создавать что-то абсолютно новое.

- На мой взгляд, совершенно очевидно, что сейчас кинематограф упрощается. Уже нет прежней эстетики кадра, композиции, за которую так бились раньше, мало кто из молодых режиссеров умеют правильно работать со светом и цветом. Многие режиссеры опираются на заказ продюсеров, а те, в свою очередь, на желание народа. Однако я смотрю на вещи оптимистично:  люди хотя бы пробуют снимать что-то оригинальное.

Антон Долин, кинокритик, журналист, кинообозреватель радиостанций «Маяк», «Вести ФМ» и телепередачи «Вечерний Ургант» (Москва)

- Кинокритик – это та работа, за которую мне платят деньги, потому что я умею ее делать. Наверное, для тех, кто пишет рецензии на фильмы и публикует в интернете, это призвание. Но для меня это то, чем я зарабатываю на жизнь всегда. Когда-то я мечтал найти работу по душе, и достаточно давно ее нашел – это кинокритика. На первом просмотре фильма я просто зритель, но на втором  превращаюсь в критика. Начинаю анализировать материал с блокнотом, делаю записи. Но фундаментом для разбора все же становятся первые зрительские впечатления.

- В кризисе сейчас находится не кино, а киноиндустрия. Это происходит потому, что российское кино хочет идти вровень с Голливудом, а это заведомо невозможно. И ничего пока не спасает от кризиса  – ни запреты на голливудские фильмы, ни попытки снимать похоже. Правда такова, что снимать на уровне или даже выше американцев мы не можем. А в той области, что определяет художественные достоинства, у нас кризиса нет. Не надо забывать, что у нас молодой кинематограф, мы все еще молодое государство. Не нужно приплетать сюда советское кино. Разумеется, из него что-то унаследовано, не более. Сегодняшние зрители на 90% - люди, рожденные после распада СССР. И с ними, зрителями, связана главная проблема кино.

Никакие советские рецепты успеха нас не спасут. Нужно всегда об этом помнить. А в остальном мы не в большем кризисе, чем румынское, болгарское или хорватское кино…

Олеся Филоненко, экс-кастинг-директор кинокомпаний (Санкт-Петербург)

- У кастинг-директора в кино достаточно важная роль. Это на первый взгляд, нужно лишь подобрать актеров на определенные роли. На самом же деле, подбор - процесс длительный. Для начала приходится ознакомиться со сценарием, потом происходит первая встреча с режиссером, на которой он объясняет, какими видит героев. Пожелания могут быть самые разные: от «нужна симпатичная блондинка» до «у нее на лице должна быть написана сложная судьба». Кастинг-директор отбирает актеров на все роли по обширной базе данных и должен убедить режиссера в правильности своего выбора.

На второй встрече решаются принципиальные вопросы: кто реально может прийти на картину, что он или она собой  представляют, где снимались, в каком театре играют. На этом этапе акценты ставятся на внешности актера и его гонорарах. Если в картину хотят пригласить медийное лицо, идут серьезные переговоры с продюсером: по срокам, графику и занятости. Кстати, привлечение знаменитостей зависит от бюджета фильма.

Далее проводят фото- и видеопробы. На фотопробах актера просто переодевают в нужный костюм и гримируют. А видео же он должен прочитать определенный текст. Причем это может быть текст из сценария, тогда разыгрывают определенные диалоги, а может быть и монолог. Например, я работала с режиссером Антоном Борматовым, он на видеопробах заставлял актеров читать  достаточно бессвязный текст – отрывки из «Тропика Рака» Генри Миллера.

После этого, если все довольны, актер утверждается на роль. Но в реальности бывает еще множество нюансов. Если один актер внезапно отказывается – летит весь план. Ведь на съемках нужно увязать множество факторов, кроме занятости актеров: объект, транспорт, реквизит, даже световой день. Я помню, как на съемках «Утомленных солнцем-2» Никиты Михалкова вся огромная группа простаивала, когда для одного эпизода ждали определенного света. В итоге, ради небольшой сцены пришлось ждать целый день.

В кино, в общем, почти все зависит от режиссера. Моя «проба пера» прошла у Алексея Балабанова на съемках «Морфия». С ним работалось очень интересно, он снимал картину в павильоне, где до мелочей выстраивал мир начала XX века. Помню, у Балабанова  даже был специальный консультант по медицинским инструментам того времени, который доставал их чуть ли не из личных вещей Булгакова.

- Главной проблемой сегодняшнего кинематографа является отсутствие достойных сценариев. Нет хороших сценаристов, которые могут рассказать историю. Хотя в кино постоянно приходит талантливая молодежь, приносит свои идеи, но уклон чаще всего на телевизионные вещи. Настоящее авторское кино, к сожалению, не всегда находит своих авторов и своих поклонников.

Фото из соцсетей, из аккаунтов героев материала, а также из кинофильмов «901 километр» (2011, реж. Борис Куломзин, Россия), «Морфий» (2008, реж. Алексей Балабанов, Россия)

Нет комментариев
Обсудить