Последний герой исчезнувшего села
Петропавловский храм в одиночестве стоит на распаханном поле.
Майнский район привлекает искателей приключений не только своими природными богатствами, коих в здешних лесах немало, но и загадочными местами, с которыми связаны легенды, уходящие корнями в далекое прошлое. Одной из таких по праву считается история об исчезнувшем селе Еделево (оно же «урочище Еделево»), на месте которого ныне располагается лишь церковь с престолом во имя святых апостолов Петра и Павла. Что случилось с некогда процветающим селением и как это связано с аномальной зоной, попыталась разобраться неравнодушная к истории родного края Александра Морозова.
Для создания полной картины происходящего стоит начать с подготовки к поездке. По запросу «село Еделево» всезнающий поисковик выдал совсем не то, что ожидалось. По его данным, необходимо было ехать в Кузоватовский район, а не в Майнский, на который указывали исторические источники. Небольшая путаница вскоре разрешилась, и было принято решение разбираться на месте. Поиск исчезнувшего села – дело не из простых, особенно, если на пути нет указателей (это беда всей Ульяновской области, на территории которой указателями отмечаются далеко не все населенные пункты). Тем не менее, проехав незаметный с первого взгляда поворот и оказавшись в селе Чирикеево, ситуацию прояснили местные жители. Старушка, подозрительно покосившаяся на фотоаппарат, устроила допрос с пристрастием на тему цели визита в Еделево. Убедившись в том, что разбирать церковь на сувениры и топтать поля мы не собираемся, бабуля благосклонно рассказала, как проехать к месту назначения. Удивительный факт, но Петропавловский храм было видно с холма в Чирикеево, а с дороги – нет. Кроме того, в момент приезда над ним висела большая чёрная туча, при том, что на остальной территории было солнечно. «Не зря, наверное, Еделево считают аномальной зоной», - пришла в голову мысль.
Теперь подробнее об истории села. Его основателем был А.П. Еделев, один из мордовских мурз, принятых «на государеву службу», которым пожаловали земли на берегу речки Иерусалимки в 1653 году. В 1729-1737 годах здесь построили деревянную церковь во имя апостолов Петра и Павла, что повлекло за собой переименование села в Петропавловское. Через некоторое время в ней случился пожар, но уже в 1895 году в селе вместо прежней деревянной церкви была построена каменная. Проект принадлежал В.Л. Ивановскому, талантливому симбирскому архитектору.
«Церковной земли: 3 дес. усадебной и 46 десят. пахотной, из коих 33 дес. находятся при селе и 13 лес. при дер. Чирикеев. Капитал церкви 600 руб. Причт состоит из священника и двоих псаломщиков» (по материалам книги Н. Баженова "Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года" (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год).
По данным майнского краеведа Владимира Воробьева: «В 1922 году в селе было создано товарищество колхозников «Совершенство». Просуществовав несколько десятилетий, колхоз пришел в упадок, а село перешло в разряд «вымирающих» и исчезло».
Причина упадка состояла в объединении села с соседним – Новые Маклауши. В результате фермерское хозяйство Еделева пришло в упадок, работать стало негде и многие семьи стали переезжать в другие места. Через некоторое время в Маклауши перевели школу, и началось массовое переселение. В 1973 году последний житель Еделева покинул его.
На данный момент на месте села располагается лишь Петропавловский храм, стоящий на вспаханном поле. Недалеко от него течет та самая Иерусалимка, переименованная в Руссалимку, заросшая огромными лопухами и крапивой. Если зайти в церковь, сразу возникает ощущение заброшенности. И дело тут не только в человеческих эмоциях. Сравнивая сохранность данной постройки с другими, невольно замечаешь сильное отличие. Оно заключается в том, что в Петропавловском храме не сохранилось ни одной фрески. Создается ощущение, что их просто стерли или закрасили. В связи с этим храм имеет вид раненого, лишившегося части собственного тела. Тем не менее снаружи он все также красив и величественен. К слову, его часто посещают «искатели сокровищ». На одном из форумов самарских кладоискателей отмечено, что на территории бывшего Еделева находили золото и серебро, а также предметы быта прошлого столетия.
В 2012 году Владыка Прокл принял решение об организации на этом месте мужской монашеской обители, но, судя по всему, планы еще не воплотили в реальность. Возможно, храм еще удастся «вернуть к жизни», загладив тем самым вину за надругательство в советское время.
Александра МОРОЗОВА
Фото автора