Ульяновская «база НАТО» никому не принесла счастья
На днях депутат Госдумы Владимир Комоедов предложил отменить в виду ужесточения антироссийских санкций Запада федеральный закон о статусе сил Североатлантического альянса в Российской Федерации. Имеется в виду 99-ФЗ от 7 июня 2007 года «О ратификации Соглашения между государствами — участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе «Партнерство ради мира», о статусе их Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола».
В соответствии с ним НАТО имеет право осуществлять транзит своих сил и средств по территории России по земле и воздуху перебрасывать тяжелое вооружение и боевую авиацию. Соглашение, о котором идет речь, было подписано еще 4 апреля 2008 года. Там говорилось о поставке лишь «нелетальных» грузов. В ноябре 2010 года во время Лиссабонского саммита Россия — НАТО было принято решение о транзите грузов НАТО в Афганистан и обратно через Ульяновск.
Решение вызвало волну протестов, вышедшую далеко за пределы Ульяновска. На этой теме построил свою «раскрутку» не один оппозиционер. Чего стоит только «избитая» Сергеем Удальцовым местная активистка «Молодой Гвардии». Эксперты на всех уровнях немало спорили на экранах и страницах СМИ о возможности либо недопустимости открытия логистического центра - «базы НАТО» на берегах Волги. Два года назад тема транзита и «базы» была чуть ли не главнейшей во всем информпространстве.
Дмитрий Рогозин, только что сменивший кресло постпреда России в НАТО на должность вице-премьера по оборонке, заявил тогда, что речь может идти лишь о таких «стратегических» грузах, как туалетная бумага или кока-кола. Во время авиатранспортного форума в Ульяновске он даже продемонстрировал то место на территории аэропорта «Ульяновск-Восточный», где на самом деле «нет никакой базы НАТО». Под транзитный пункт были отведены пара складских ангаров, заполненных на тот момент товаром, не имевшим к военному блоку никакого отношения. Дмитрий Рогозин даже пошутил по поводу складированных здесь коробок с шоколадными батончиками «Марс»: вот-де важный стратегический груз, многократно увеличивающий силу вероятного противника.
Тем не менее, позже в СМИ сообщалось, что «нелетальные» списки уже каким-то ползучим образом пополняются вполне летальным вооружением, в том числе, тяжелым. А значит, мирные склады с шоколадными батончиками в мгновение ока могли обернуться реальной военной базой со всеми вытекающими отсюда последствиями. А если бы в этот момент – как сейчас – произошло ухудшение отношений с Западом? Вот вам и плацдарм для покорения России! Противники проекта утверждали также, что в случае транзита через Ульяновск, здесь же будет налажен мощный канал поставки афганских наркотиков.
Тем не менее, с момента создания объекта так и не было заключено ни одного контракта о реальном транзите каких-либо грузов. Перевалочный пункт оказался абсолютно невостребованным.
Причин тому достаточно. Натовские чиновники утверждают, что российские перевозчики (а именно они, по настоянию российских властей, должны были осуществлять транзит) до небес взвинтили цены на свои услуги. По их словам транзит через Ульяновск выходил едва ли не вдвое дороже, чем путь через Термез в Узбекистане. В первом случае провоз каждого контейнера должен был обойтись в 50 тыс. евро, узбекский маршрут для того же контейнера оценивается в 30 тыс. евро.
Сама идея транзита через Ульяновск возникла после того как Пакистан закрыл свои границы для натовских войск, а Узбекистан и Киргизия отказались предоставлять им свою территорию для транзита. Но позже во всех этих странах возобладал прагматичный подход, и они вновь предложили НАТО свои услуги. В этих условиях дорогой транзит через Ульяновск оказался абсолютно неконкурентоспособен.
Впрочем, реальной причиной выдвижения российскими властями явно неприемлемых для НАТО условий, вполне могли быть именно протесты в обществе. Заведомо неконструктивные запросы позволяли российской власти сохранить лицо: и на поводу у оппозиции не пошли, и от идеи практически отказались. Политические потери даже от воображаемой «базы НАТО» явно перевешивали любую коммерческую выгоду.
Прозвучавшее на прошедшей неделе предложение закрыть так и не востребованный транзитный пункт, а вместе с ним и вопрос о любом транзите натовских войск и грузов через территорию России представляется вполне уместным в нынешних условиях санкций и противостояния с Западом.
Никита Гуляев, фото автора
На снимке: 2012 год. Дмитрий Рогозин на месте демонстрирует, что представляет собой ульяновская «база НАТО»