Сергей Казанков: «Увеличив пенсионный возраст, правительство сохранило старую схему пенсионных отчислений»
Госдума приняла в окончательном чтении федеральный бюджет на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов.
Каково ваше отношение к принятому бюджету на будущий год? Что, на ваш взгляд, не учтено в жизненно важном для каждого жителя страны законопроекте?
Сергей Казанков, депутат Государственной Думы, член комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, член фракции КПРФ:
«Я, как и вся фракция КПРФ, голосовал «против». Почему? Потому что вижу существенные недостатки как в доходной, так и расходной части бюджета.
Два аргумента против доходной части бюджета.
Первое. Правительство решило, что есть необходимость в увеличении пенсионного возраста на пять лет. При этом сохранило старую схему пенсионных отчислений - при зарплате менее 85 тысяч рублей в месяц - 22%, а с суммы, превышающей эту базовую ставку, - всего лишь 10%. Мы с коллегами внесли законопроект, где предлагаем увеличить отчисления для богатых до 26%, что позволит ежегодно получать в бюджет более 500 миллиардов рублей. Это даст возможность решить проблему нехватки денег в Пенсионном фонде и вернуться к прежнему возрасту выхода на пенсию.
Второе. Предлагается увеличить НДС с 18% до 20%. Действительно, правительства других стран иногда применяют такой налоговый маневр - повышение фискальной нагрузки на бизнес, но всегда с одной целью - охладить слишком быстро развивающуюся экономику. Рост ВВП России все последние годы меньше среднемирового. В 2018 году этот показатель ожидается в пределах 2%. Если вычесть доходы от неожиданно подорожавшей в этом году нефти, то становится ясно, что у нас никакого роста нет. Поэтому мы с товарищами внесли законопроект, предлагающий понизить НДС до 16%. С этим согласны и многие ведущие экономисты страны. Это позволит оживить отечественную экономику. Законопроект в настоящее время находится на рассмотрении Госдумы.
Кроме этого, я во многом не согласен с расходной частью бюджета. Поясню подробнее.
Во-первых, в 2018 году из-за роста цен в бюджете России профицит (превышение доходов над расходами) составляет более трех триллионов рублей. Если его равномерно распределить между дотационными регионами, то Республика Марий Эл могла бы рассчитывать на 40 миллиардов. Этого хватило бы, чтобы Минфин закрыл все долги и проценты по ним. Дорожники отремонтировали бы все дороги в республике. Минобразования провело бы ремонт в школах и купило бы необходимые учебники. Минздраву хватило бы денег на восстановление медицины. Только вот деньги вывели в ФНБ (на пополнение золотовалютного резерва и приобретение ценных бумаг на западных фондовых рынках). Существует реальная угроза, что с учетом нарастания взаимных санкций Запад может просто закрыть нам доступ к этим денежным средствам.
Для справки - долги бюджетов всех субъектов РФ составляют на сегодня 2140 миллиардов рублей.
Во-вторых, в этом году бюджетом распределено дополнительно 25 миллиардов рублей между 40 регионами в качестве поощрения субъектов за рост показателей. Деньги пойдут на участие в госпрограммах на условии софинансирования, и эти 40 регионов снова получат федеральные средства, что приведет к еще большему разрыву в уровне жизни по стране, так как у бедных регионов на участие в программах денег нет, а есть только долги.
Не случайно в недавнем докладе Всемирного банка отмечается, что Россия имеет самый высокий уровень неравенства регионов среди крупных стран с развивающейся экономикой.
В-третьих, до сих пор Минфин России не может мне ответить на вопрос, по каким критериям определяется соотношение в финансировании существующих госпрограмм, почему они не имеют индикаторов и не учитывают приоритеты жителей и регионов. Например, вводится новая государственная программа по борьбе с онкологией, на финансирование которой уйдут десятки и сотни миллиардов рублей, при этом миллионы людей в стране по-прежнему не могут получать качественную первичную бесплатную медицинскую помощь. Еще пример - треть страны до сих пор отапливается дровами, но правительство не хочет вводить госпрограмму по газификации.
В-четвертых, в бюджет заложено финансирование ФАИПов (федеральных адресных инвестиционных программ) без представления проектно-сметной документации, а значит, без понимания необходимой для завершения строительства суммы. Не предусмотрен финансовый аудит этих объектов. Как результат - на сегодня более 12 тысяч объектов по стране стоят недостроенными.
В-пятых, в бюджет снова заложено финансирование в виде взносов в уставной капитал государственных корпораций и корпораций с участием государства. Например, в уставной капитал Россельхозбанка в 2018 году - 20 миллиардов рублей, на 2019 - еще 15 миллиардов. При этом банк ежегодно показывает прибыль, и на его счетах есть остатки. В уставной капитал ОАО «РЖД» - 7,5 миллиардов. Дополнительное финансирование всего лишь увеличивает существующие остатки на счетах, но эти деньги особо не используются, на них лишь идет начисление процентов.
Вывод один - не изменив подход к формированию бюджета, невозможно поднять экономику страны.»