Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

ЕСТП и путь Вячеслава Моше Кантора к пониманию современной толерантности

Борьба с нетерпимостью, антисемитизмом и ксенофобией стали главными в его жизни еще до создания ЕСТП.

Pinterest
Pinterest

Созданный в 2008 году, Европейский совет по толерантности и примирению стал шагом на пути к воплощению идеи Вячеслава Моше Кантора, известного общественника, мецената и президента Европейского еврейского конгресса, о незыблемой и бесспорной толерантности, главенство которой среди демократических ценностей сам Кантор даже не подвергает сомнению. Именно толерантность, убеждён Моше Кантор, должна и, главное, может служить щитом от таких болезней современного социума, как растущая нетерпимость, радикализм и разные формы ксенофобии. Более того, умение принимать иное – иную точку зрения, иную культуру, иные обычаи, иные традиции – Кантор видит и как необходимость, если общество рассчитывает развиваться дальше и стремиться к новому. Без толерантности не обойтись.

Назревшая важность

Борьба с нетерпимостью, антисемитизмом и ксенофобией для Вячеслава Моше Кантора стала одной из главных тем ещё до создания ЕСТП – совет по сути стал логичным шагом на этом пути, о важности которого Кантор заявлял ещё в период своего первого избрания на пост президента Европейского еврейского конгресса (ЕЕК). Произошло это в 2007 году, программу Кантора по переключению деятельности конгресса на решение реальных практических проблем современного еврейства поддержало большинство, и уже в 2008 году новоизбранный президент ЕЕК на заседании исполкома конгресса озвучил свою идею о создании отдельного экспертного совета по вопросам толерантности. Проблема ксенофобии, ненависти и антисемитизма уже тогда требовала повышенного внимания, и постоянно действующий совещательный орган, сосредоточенный на этих проблемах, должен был как раз повысить уровень этого внимания, рассчитывал Кантор.

Вячеслав Кантор стал не единоличным организатором Европейского совета толерантности и примирения (ЕСТП), бок о бок с ним выступил и бывший польский президент Александр Квасьневский, также убеждённый в том, что именно толерантность необходимо заложить в основу современного цивилизованного общества – общества, которое уже стало столь сложным по составу и в национальном, и в культурном, и в религиозном, и во многих других смыслах. Сам совет призван был состоять из экспертов, причём экспертов из самых разных сфер, от политики до науки, от общественной деятельности до культуры и искусства. Критерий один, объяснял Вячеслав Кантор – все приглашённые в совет специалисты вот уже на протяжении многих лет демонстрировали собственную преданность противостоянию самым разным формам дискриминации и нетерпимости. 

Первым проектом ЕСТП стала полноценная программа того, как в Европе необходимо развивать толерантность, и Вячеслав Моше Кантор представил ещё в ноябре того же 2008 года на «Неделе толерантности» в Брюсселе. Совпали эти мероприятия и с памятными мероприятиями, посвящёнными Холокосту – трагедии, память о которой в понимании Кантора неразрывно связана с самой темой борьбы с ненавистью и продвижения взаимоуважения и терпимости.

Впрочем, история Холокоста, подчеркнул в своём выступлении Кантор, может служить уроком об опасностях не только ненависти, но и «преступной толерантности» - той самой, что, по мнению Моше Кантора, помешала Европе вовремя вмешаться в дела нацистской Германии и предотвратить геноцид и грядущую войну, пока это было ещё возможно. Именно от такой толерантности, пассивной и безграничной, Европе сегодня как никогда необходимо отказаться, уверен Вячеслав Моше Кантор.

Разумеется, за эти десятилетия, что прошли со времён Холокоста, Европа научилась толерантности, но в том ли объёме? История показала, напоминает Кантор, что переизбыток терпимости может быть не менее опасен и, как и в случае с любым лекарством, превратить спасение буквально в яд. Опасность при этом кроется не только для жертв, которым не пришли на помощь, но и для самих «безучастных наблюдателей»: достаточно вспомнить, подчеркнул Кантор, что потери Второй мировой войны исчислялись десятками миллионов, и большинство этих жертв в результате даже не были евреями. Увы, заявил Моше Кантор, даже имея на руках реальные уроки истории, многие развитые страны и сегодня предпочитают материальные выгоды и экономические интересы выше ценностей моральных, зачастую поддерживая откровенно радикальные режимы, такие как Иран и так далее, чья идеология, транслируемая официальным правительством, даже не пытается представиться чем-то иным, чем пропагандой и разжиганием нетерпимости. 

Признание за понимание

Именно задачи дискуссии и выработки того, какой именно должна быть толерантность и какое позитивное влияние она должна оказывать на общество Кантор и Квасьневский и ставили перед экспертами вновь созданного Совета. Более того, дискуссии эти должны были вестись с участием и представителей власти, правительств со всей Европы, идеальным результатом чего стали бы реальные подвижки в деле борьбы с ненавистью на континенте. В то же время Кантором и Квасьневским был представлен и первый полноценный проект нового Совета – «Белая книга толерантности» или своеобразный «список доверия» ЕСТП, куда по задумке вносились бы те страны и организации, которые достигли в деле укрепления толерантности и противостоянию нетерпимости конкретных ощутимых результатов. Позиция в «Белой книге» стала бы вопросом авторитета, пояснил Кантор, и служила как некий вотум доверия со стороны совета по дальнейшей работе с подобной страной.

Отмечать достижения в деле продвижения толерантности в ЕСТП решили не только в глобальном масштабе, но и в куда более личном. Для самых активных и выдающихся деятелей, сделавших многое для налаживания взаимопонимания между людьми, народами и даже поколениями, Совет учредил отдельную собственную награду – Медаль толерантности. Впервые эту награду из рук самого Вячеслава Моше Кантора получил Хуан Карлос I, король Испании, хотя и назвал награду достижением всего испанского народа и оценкой того вклада, что народ внёс в развитие не только общеевропейских, но общечеловеческих ценностей, в укрепление «единого дома» для всех народов Европы.

Сам же Моше Кантор при вручении награды подчеркнул тот уникальный опыт – уникальный для Европы – который есть у Испании и лично короля Хуана Карлоса, опыт сохранения стабильности и мира в очень тяжёлый период истории преобразования Испании в более демократическое государство, перехода к конституционной монархии и вступление в ряды европейских стран на правах полноправного демократического члена.

Законы терпимости

В 2010 году в дискуссиях о необходимости закрепления толерантности в самом базисе ценностей Европы Вячеслав Моше Кантор уже высказывался за разработку полноценного толерантного законодательства. О необходимости закона, который определял и защищал бы толерантность как неоспоримую ценность, Кантор заявил в частности на совместной встрече лидеров мусульман и евреев Европы, которая прошла в Брюсселе. Обосновывая свою точку зрения, Вячеслав Кантор высказался о том, что считает именно неопределённость толерантности, отсутствие каких-либо нормативных документов, её устанавливающих, одной из причин того, что на европейском континенте из года в год становятся всё более очевидными рост и расцвет нетерпимости самого разного калибра и вида. Тогда же Кантор заявил и о необходимом балансе, который нужно найти между толерантностью и соображениями безопасности, чтобы избежать уже упомянутой безграничной и опасной толерантности, превращающейся из лекарства в отраву. Этот баланс, убеждён Кантор, тоже должен найти отражение в соответствующем законе.

Толерантность и безопасность – понятия неразделимые, уверен Вячеслав Моше Кантор, тем более в современном глобальном мире, где уже не актуальны понятия местной, отдельной или даже национальной безопасности, слишком уж все процессы взаимопроникаемы, а границы в цифровой век – весьма условны. Взаимосвязь эту необходимо изучать, и для этого Кантор даже выступил с предложением учреждения соответствующей программы в европейских университетах.

Законодательство о толерантности тоже должно быть единым для всей Европы, заявил Вячеслав Кантор. И идея его разработки витала в воздухе давно: члены ЕСТП высказывались об этом ещё в год образования совета. По словам Кантора, главной целью закона должна стать защита и закрепление принципов взаимоуважения между всеми людьми Европы, исключение и противостояния дискриминации в любых её формах. Против ненависти, расизма, антисемитизма и прочих видов нетерпимости должны открыто выступать и представители самых высших эшелонов власти Европейского союза, подчеркнул Кантор, причём делать это необходимо постоянно. Толерантность, по мнению Кантора, требует постоянной подпитки, как дерево, которое лишь предстоит вырастить из ростка. Негативные же тенденции, такие как повсеместная радикализация, рост агрессии и ненависти, ухода не требуют – они распространяются как пожар или сорняки.  Закон о толерантности как раз способен обеспечить ту стабильную устойчивую базу, которая так необходима для взращивания важных ценностей и общественных норм. А что самое важное, отметил Кантор, наличие такого закона, стоящего выше сиюминутных конфликтов и попыток своеобразных интерпретаций, позволит выходить из идеологических тупиков в случае разрешения конфликтов или возникновения сомнений.

«Если нельзя найти решение, основываясь на политических подходах, поступай по закону», - напомнил Кантор базовый принцип. И толерантности в этом контексте собственный закон однозначно необходим.

Годом позже, выступая с заявлением в честь Международного дня толерантности, Кантор напомнил и о том, что закон имеет влияние на то, что общество считает нормой. Тогда же, в 2011 году, свет увидела книга Кантора, «Манифест о безопасной толерантности», где он ещё более подробно изложил свои взгляды на необходимость толерантности для современного общества. Вернулся он и к вопросу использования законодательства как самого эффективного и демократического способа продвижения идей безопасной толерантности в общественное сознание. Только через законотворчество, уверен Кантор, толерантность действительно закрепится в обществе, его нормах и сознании, и закрепление это будет необратимым.

Сам типовой закон о толерантности эксперты ЕСТП под председательством Вячеслава Кантора представили в Европе уже в 2012 году, ознакомив с проектом депутатов Европейского парламента. Работа на этом не остановилась – несмотря на одобрение проекта как такового, пока ещё не удалось добиться того, чтобы он был реализован в полноценный законодательный акт. Так что ЕСТП работает над тем, чтобы придать закону действительную юридическую силу, а через него – и толерантности как таковой, обеспечить ей полноценное место как нормы в правовом поле.

Угрозы и защита

Александр Квасьневский покинул пост председателя ЕСТП в 2015 году, а его место бок о бок с Вячеславом Моше Кантором занял Тони Блэр, экс-премьер Великобритании. Переживающая в тот момент серьёзный кризис, связанный с миграцией, Европа всё отчётливее ощущала рост ненавистнических настроений, в том числе и в рядах собственных граждан, спровоцированных появлением замкнутых общин с иными традициями и даже законами на территориях европейских городов. Тем временем руководители ЕСТП выступили в СМИ со статьёй «Нетерпимость подрывает основу нашего общества», заявив о необходимости бескомпромиссной борьбы с самим явлением ненависти. При этом Блэр и Кантор подчеркнули, что оправданий у ненависти быть не может, и это касается в равной степени тех случаев, когда пропаганду нетерпимости «прикрывают» и «оправдывают» религиозными, культурными или любыми другими мотивами и особенностями. Тенденцию к появлению такой пропаганды руководители ЕСТП призвали ограничить на законодательном уровне -  в частности, путём устранения лазеек в законах, позволяющих прикрывать ненависть личным мнением или взглядами. Для Европы, столкнувшейся с наплывом в том числе и радикально настроенных беженцев, вопрос был как никогда актуален.

Ни религия, ни вера не могут быть причиной для разжигания конфликта, пояснили в статье Кантор и Блэр. Причиной на самом деле становится то, что конкретные люди, движения и группировки принимают осознанное решение злоупотребить религией и верой, превращая её в маску, скрывающую их стремление к разрушениям и смертям. Именно в борьбе с такими явлениями, подчеркнули авторы, толерантности и необходимы законодательные полномочия.

Опыт и желание борьбы с нетерпимостью и дискриминацией были и остаются главными требованиями к новым членам ЕСТП, в том числе и среди его руководства. Так, в начале 2022 года стало известно о том, что к Вячеславу Моше Кантору и Тони Блэру на правах сопредседателя присоединился тогда уже бывший австрийский канцлер Себастьян Курц. Сам Курц назвал большой честью то, что он входит в столь влиятельную и уважаемую организацию, борющемуся с ненавистью, экстремизмом и за укрепление взаимоуважения и терпимости между людьми. Кантор же признал заслуги Курца в этом направлении, те успехи, которых бывший канцлер добился на своём предыдущем посту и выразил надежду, что опыт этот будет полезен не только Совету, но и тому важному делу, которым он и его члены занимаются. Приветствовал Моше Кантор и то, как открыто Курц говорит и продолжает говорить об истории Холокоста и печальной роли Австрии в этих событиях, выступая в том числе и за то, чтобы эти знания обязательно доносились до молодого поколения.

Нет комментариев
Обсудить