Петр Шкуматов: «Административное правонарушение при крайней необходимости – не считается»
Разрешить автомобилям спецслужб таранить припаркованные машины, мешающие проехать к месту происшествия предлагает разрешить общественная палата РФ. Транспортные средства спецслужб предлагается оснастить видеокамерами, чтобы страховым компаниям, которые и будут оплачивать ущерб, было ясно причина нанесенных повреждений.
Нужно ли разрешить автомобилям спецслужб проезжать к месту, где люди нуждаются в помощи, даже если при этом будут повреждены другие автомобили? Насколько актуальная эта инициатива?
Петр Шкуматов, координатор общества «Синие ведерки»:
«Это изобретение велосипеда. В Кодексе административных правонарушений РФ есть понятие крайней необходимости. То есть любой автомобиль, принадлежащий специальным службам, в случае пожара или ловли преступника, или если нужно успеть оказать помощь больному человеку, находится в состоянии крайней необходимости. И если вы совершаете административное правонарушение в состоянии крайней необходимости, то это не считается административным правонарушением. И вы автоматически освобождаетесь от ответственности.
Эта статья давно работает, ее никто не отменял, практика по ней отработана годами. Я сам в этом убедился на личной практике. И я не понимаю, зачем нужно изобретать что-то лишнее?
Единственная задача – доказать факт крайней необходимости. Но для спецслужб это элементарно сделать. И такой проблемы не существует, поэтому этот вопрос выеденного яйца не стоит.
Что касается страховых выплат – это типичный случай ОСАГО. И я не слышал со стороны страховых компаний ни одной претензии, чтобы в подобной ситуации они были чем-то не довольны. Единственное, в этой статье сокрыта проблематика: для того, чтобы получить компенсацию, человек, которого протаранили, должен установить машину, которая его зацепила. Как правило, проблем не возникает, это просто лишний документооборот и не более.
У нас в стране есть более серьезные проблемы, чем эта инициатива.
Если сейчас пожарная машина, проезжая, задевает и царапает припаркованное авто, вызывается ГИБДД, водитель спецмашины получает документ в МЧС, что он ехал на вызов либо с него и все, вопрос снят. Дальше оформляется страховой случай. Водитель поцарапанной машины идет в свою страховую компанию и получает страховое возмещение. По ОСАГО у нас не ограниченное количество случаев полиса, поэтому даже если 10-20 машин поцарапано, никаких проблем не возникает. Более того, каждый из этих случаев рассматривается, как правило, как отдельное ДТП с отдельной суммой страхового возмещения, то есть больше 300 тысяч рублей. И даже если это массовая авария, что было, никаких проблем с получением возмещения нет. Другое дело, что ОСАГО у нас не работает, но это уже другая история.»
Фото из архива Петра Шкуматова.