Андрей Мухортиков: «Плата за въезд в город будет выглядеть ударом по социальной справедливости»
Андрей Мухортиков, член Общественной палаты Московской области:
«По мнению законодателей, ввод платы за въезд поможет побороть пробки и снизить транзит через населенные пункты.
Однако у этой меры есть масса побочных факторов и просто негативных последствий.
Прежде всего, в города въезжает для работы огромное количество людей из пригородов и небольших населенных пунктов в радиусе 50-70 км. Делают они это не от хорошей жизни. В городах сосредоточены лучшие рабочие места, а в пригородах работы или нет вовсе, или ее мало, и платят копейки. Введение платы за въезд очень больно ударит по этим людям, поставив их перед выбором: или платить фактически новый налог в несколько тысяч рублей в месяц, или увольняться и искать новую работу. Казалось бы, можно пересесть на общественный транспорт, но он развит далеко не везде. А там, где развит (например, в Подмосковье), он зачастую сильно перегружен, пересесть на него, означает потерять или в комфорте, или во времени в пути, или в том и другом сразу. Все это очевидные поводы для социальной напряженности.
Таким образом, в глазах миллионов людей плата за въезд в город будет выглядеть ударом по социальной справедливости и качеству жизни, еще одним налогом для автомобилистов (после ежегодного транспортного налога и топливных акцизов, составляющих до 70% цены). При ежедневном пользовании автомобилем сумма может составить 6000-8000 рублей в месяц и более. Что это, как не имущественный ценз, «налог на бедность»?
Посмотрим на это с другой стороны. Почему люди выбирают автомобиль? Соображения престижа играют далеко не главную роль. Основные факторы предельно прагматичны. На автомобиле быстрее, в нем комфортнее, здоровее и более предсказуемо можно добраться до пункта назначения. А значит, пересаживание на общественный транспорт ухудшит качество жизни сотен тысяч людей невысокого достатка. Они будут тратить больше времени, иметь меньше комфорта, чаще болеть. Снизится уровень личной мобильности людей по всей стране.
Введение платы за въезд в города может ударить и по экономике, в том числе по обрабатывающим производствам. У нас принято говорить, что стране пора слезать с нефтяной иглы и сетовать, как мало мы производим. Но платный въезд в города затормозит обновление автопарка в масштабах всей страны, уже идущее падение производства автомобилей может стать драматическим, что ударит по всей цепочке обрабатывающих производств–изготовителей автокомпонентов. К тому же, поскольку платным станет не только въезд личных автомобилей, но и курьерские и грузовые перевозки, все дополнительные издержки будут переложены на потребителей, то есть будут разгонять инфляцию.
Платный въезд может стать способом рейдерства. Дорожная сеть в России недоразвита, у множества городов нет транспортных обходов. В результате многие дороги безальтернативны: объезд или невозможен, или составляет сотни или тысячи километров. Учитывая, что право вводить платный въезд и отдавать определение его размера на откуп местным чиновникам несколько безрассудно, местные власти могут это использовать.
Например, возьмем безальтернативную дорогу через какой-нибудь небольшой город, по которой возит грузы какая-нибудь «вкусная» компания. «По многочисленным просьбам жителей» вводится платный проезд, причем сумма оплаты для грузовиков назначается, например, 10 тысяч рублей за поездку. А в кулуарах компании-владельцу груза намекнут, что неплохо бы немножко поделиться бизнесом, тогда эти ограничения его не затронут. Таким способом можно «нагнуть» практически любой бизнес, связанный с грузоперевозками. И чем дальше от столицы, тем желающих провернуть подобное будет больше.
В заключение хотел бы процитировать мнение известного борца против привилегий на дорогах Петра Шкуматова («Синие Ведерки»): «В результате принятия подобных законов Россия вернется к состоянию феодальной раздробленности, когда за въезд на территорию соседнего княжества надо было платить. Кроме как диверсией, направленной на деконструкцию Российской Федерации как единого государства, я эти действия назвать не могу».
Фото из архива Андрея Мухортикова.