Даниил Ермилов: «Выстраивается система управления поселениями по принципу, структурно напоминающему СССР»
Законопроект о преобразованиях муниципалитетов приняла Госдума во втором чтении. Он позволяет объединять с городскими округами поселения из одного муниципального района. Решение об этом можно будет принимать без проведения референдума.
Поможет ли новый закон сэкономить срества муниципалитетов? Могут ли преобразования улучшить жизнь людей и способствововать развитию муниципалитетов? Возможен ли всплеск недовольства жителей по поводу того, что решение о преобразовании муниципалитетов будет приниматься без учета их мнения?
Даниил Ермилов, член Российской ассоциации политических консультантов, политолог:
«Прежде всего надо отметить ряд тезисов. Во-первых, в соответствии с Конституцией местное самоуправление отделено от государства.
Во-вторых, в соответствии с 131 ФЗ, МСУ имеет крайне ограниченные полномочия, подкреплённые деньгами, и в значительной степени ограничено в своих действиях. Название самого закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» не отвечает содержанию, его необходимо переименовать в «Закон о местном самоуправлении», поскольку всё очень чётко регламентировано и принципов не отражено. В-третьих, существующая система МСУ как таковая очень неэффективно расходует бюджеты, с одной стороны, и имеет очень низкий статус представительных органов – даже мандат районного депутата не особо ценится и воспринимается. В-четвёртых, бесконечные массовые выборы отъедают значительную часть бюджета субъекта и не позволяют выстроить внятную систему управления и развития муниципалитета. Исключения очень незначительны или имеют место в городских округах.
Законопроект, регулирующий вопросы преобразования муниципалитетов, преследует несколько целей. Прежде всего выстраивается система управления поселениями по принципу, структурно напоминающему СССР. В сознании граждан преобладает имперское понимание системы управления государством, начиная с Кремля и заканчивая самым отдалённым селом. А всё, что связано с выборами, воспринимается как инструмент «общения», то есть передачи некоего месседжа властям о поддержке их действий со стороны граждан. Таким образом завершается трансформация системы управления государством.
Кроме этого, система назначения глав органов местного самоуправления комиссионным способом позволяет контролировать процесс со стороны высшего должностного лица (ВДЛ). А значит, формировать реальную скамейку запасных и карьерную лестницу для управленцев. Менеджера проще назначить, чем воевать на всенародных выборах. Когда общественное мнение спрашивает с ВДЛ – «Доколе?! Глава распоясался! Почему меры не принимаете?!» - он же не будет всем разъяснять, что по Конституции не имеет права вмешиваться в местное самоуправление. Стоит ожидать дополнения в закон о порядке проведения конкурсных процедур, в частности касаемо деятельности представительного органа. В том случае, если представительный орган по своей инициативе (чаще под давлением ряда структур) своими действиями или бездействиями три раза подряд не избирает главу администрации по конкурсу – представительный орган распускается, ВДЛ своим распоряжением назначает и.о. главы администрации, и проводятся выборы нового состава представительного органа. Данная норма позволит окончательно закрепить ответственность ВДЛ за развитие муниципалитетов. Хотя демократичность в итоге несколько пострадает.
Экономическая часть: прежде всего экономия на проведении выборов! Снижение количества кампаний высвободит значительные средства. Трансформация системы управления позволит избежать дублирования части функций. Следующий момент – это формирование консолидированного бюджета городского округа. Поскольку подавляющее большинство небольших сельских и городских поселений, имея свой небольшой бюджет, ограничены в решении своих местных проблем, то возникают сложности в межбюджетных трансфертах, очерёдности выполнения различных работ и так далее. Наглядно - это дороги в пределах одного и того же муниципального района: вот кусок одного поселения, а вот – другого. Качество налицо.
Статус депутатов представительных органов возрастает – в настоящий момент эти позиции недооценены в муниципальных районах. Однако если мы получаем городской округ, в котором представительный орган назначает главу администрации… то это уже совсем другая и более политически и экономически интересная история. Депутаты начнут бороться за голоса, а следовательно, работать с избирателями, а значит, конкуренция – и здесь, хочется верить, появится тот самый толчок к развитию муниципалитета.
Конечно же, со стороны граждан будет недовольство, подогреваемое рядом местных экономических групп. Будет борьба, но закон правильный по сути своей именно для России. Он соотносится с нашим восприятием картины того, как должно всё работать, с пониманием телефонного права и так далее.
Закон был ожидаем, и его актуальность назрела. Больше нельзя жить в состоянии перманентных местных выборов».