Ольга Блинова: «Виновными в непредоставлении услуг может быть не только управляющая компания»
Применять закон о защите прав потребителей к поставщикам коммунальных услуг и связи призывает Союз потребителей России. По их мнению, коммунальщики и связисты должны платить неустойку за некачественную работу, например, непредставление услуг. Для ЖКХ это, например, отсутствие отопления или водоснабжения. Сейчас за каждый час отсутствия воды сверх нормы (24 часа в месяц для ГВС и отопления, 8 часов в месяц для ХВС) размер платы за услугу должен снижаться на 0,15 %. В Союзе потребителей считают этот штраф неэффективным и настаивают на его увеличении в 21 раз до 3,15 %.
Как часто вам приходится сталкиваться с подобной ситуацией, когда длительное время отсутствуют коммунальные услуги? Насколько актуально принятие подобного закона?
Ольга Блинова, заместитель председателя муниципального отделения Ассоциации председателей советов МКД Московской области в Краснознаменске:
«Я с подобной ситуацией сталкивалась сама, периодически в моей квартире температура горячей воды ниже установленной нормы. Приходят сотрудники УК, составляют акты, делают перерасчёты, потом принимают какие-то меры, температура носителя восстанавливается.
Что касается штрафов, задел хороший. Но кто их будет платить? Если виновата УК, то должна она компенсировать. Если виновата ресурсоснабжающая организация, тогда за всё должна платить она. Мы понимаем, что услуги нам поставляет ресурсоснабжающая организация. И если увеличится штраф для УК, то эти же штрафные санкции в случае вины ресурсоснабжающей организации должны применяться к ней, чтобы УК и ресурсоснабжающая организация между собой рассчитывались таким же образом. Я знаю, когда делается перерасчёт начислений, например, за горячую воду, даже если это произошло по вине ресурсоснабжающей организации, то не всегда ею снижается сумма за поставленную услугу. Хотя это именно ресурсники не подают воду должного качества.
Я уже упомянула, что у меня были проблемы с горячей водой. Её не было на протяжении трёх лет, мы установили причину, её устранили, делали перерасчёт. Но хотелось бы всё-таки иметь горячую воду в квартире.
Штрафы – это хорошо. Но можно сколько угодно штрафовать, а лучше всё-таки качественная и вовремя предоставленная услуга.
Кстати, иногда причина отсутствия отопления и той же горячей воды кроется в незаконном переустройстве оборудования самими жителями в квартире. Я как жилищный инспектор провожу обход квартир, контролирую. Например, был такой случай: человек перекрыл кран, как ему хотелось, и три верхних этажа мёрзли всю зиму. Мы его выявили, предписание вручили. Кто виноват? УК - она не додала услугу? А виноват оказался собственник другой квартиры.
Поэтому нужно находить виновных и требовать ответственности с них. А с переустройствами и требованиями к жителям очень сложно. Выдается предписание и не исполняется, штрафов фактически нет. А нужно и с жителей требовать. Сделал переустройство, нарушил качество услуги для соседей - значит, должен отвечать.
Управляющая организация – не единственный участник этого процесса. Поэтому этот закон нужно хорошо продумать, чтобы не только управляющая организация несла ответственность».