Николай Черкасов: «Одних только сил спецслужб мало, нужны консолидированные действия всех граждан»
В Московской области в связи с терактом в питерском метро максимально усилены меры безопасности. Почему Россия вновь оказалась под прицелом террористов? Какие выводы можно сделать после теракта в петербургском метро 3 апреля? Можно ли считать взрывы в метро провалом в работе российских спецслужб? Какие меры необходимо предпринять, чтобы предотвратить новые атаки?
Николай Черкасов, заместитель председателя комитета по вопросам государственной власти и региональной безопасности Московской областной Думы:
«Во-первых, наша страна занимает активную непримиримую политическую и военную позицию в борьбе с терроризмом в целом, не только с ИГИЛ. Поэтому Россия всегда находится под прицелом террористов всех мастей. Во-вторых, успехи, которых мы добиваемся на различных фронтах борьбы с терроризмом, конечно, выводят террористов из себя и заставляют идти на такие крайние шаги.
На мой взгляд, любые террористические организации, в данном случае мы говорим об ИГИЛ (запрещена в РФ), просто не могли ограничиться только Европой. Естественно, они пошли на территорию России. В Европе введён достаточно высокий уровень террористической опасности, и там все сложнее становится осуществлять теракты. Это, конечно, не говорит о том, что мы настроены к ним благодушно. Но вместе с тем можно отметить, что в обществе существует некая расслабленность. Мы настолько уверовали в то, что всё спокойно, и настолько были убеждены, что мы стопроцентно защищены, что это, конечно, тоже сыграло на руку террористам.
В этом смысле, с одной стороны, мы имеем информацию о некоторых планах террористов. И в данном случае мы знали о том, что готовится террористическая атака. Но, к сожалению, информация была неполной, что не позволило нам остановить террористов. Поэтому теракт был осуществлён. Но как мы знаем, удалось предотвратить более широкие масштабные последствия этой атаки.
Что касается принимаемых мер. Во-первых, они на достаточно серьёзном уровне, и эта работа организована комплексно. Единственное, на мой взгляд, что необходимо, и это один из уроков, которые мы должны извлечь - это информированность населения и работа с населением. То есть не просто умение действовать в бытовых ситуациях, как нас приучили, скажем, на случай пожарной тревоги быстро эвакуироваться и покинуть помещение, а, на мой взгляд, необходимо более широко и масштабно такие вещи проводить. Работать с людьми и говорить открыто о том, что терроризм – это действительно серьёзная угроза. И если в физическом выражении нет войны на территории нашей страны, то на самом деле она уже витает в воздухе. И ждать нападения террористов можно практически в любой точке.
Естественно, мы предпринимаем шаги, но одних только сил спецслужб для этого мало, нужны консолидированные действия всех граждан. Речь не идет о том, чтобы всех ставить под ружьё. Но определенный уровень бдительности, внимания к чему-то необычному, к посторонним предметам, к подозрительным людям должен быть воспитан у населения на бытовом уровне. Это нормальная практика, не нужно этого бояться. И в этом смысле, конечно, нам предстоит поработать».