Кирилл Жигарев: «Финансовая составляющая штрафа более эффективна, нежели обычные санкции»
Многих лихачей и любителей выпить за рулём не пугает лишение прав. В Госдуме РФ предлагают ввести уголовную ответственность для тех, кто был лишён прав на управление автомобилем, но всё равно сел за руль. Нарушителей поощряет безнаказанность, поскольку выявить тех, кто сел за руль без прав, может только инспектор ГИБДД, а сейчас сделана ставка на регистрирование нарушений ПДД камерами слежения.
Нужно ли такое ужесточение наказания за управление автомобилем без прав? Стоит ли ГИБДД менять стратегию и снова ставить на улицах инспекторов с жезлами? Остановит ли таких нарушителей конфискация автомобиля?
Кирилл Жигарев, член комитета по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информатизации Московской областной Думы:
«Нужно понимать, за что назначается уголовная ответственность. Если имеется в виду введение уголовной ответственности за повторное нарушение, допустим, с ДТП (например, за пьяное вождение человека лишили прав, и он сел во второй раз за руль без прав в нетрезвом виде, попал в аварию), то, действительно, возможна уголовная ответственностью, поскольку существует угроза для других людей. А если его поймали трезвого без прав и за это ему грозит уголовная ответственность, то это уже, конечно, перебор.
В любом случае в большинстве стран мира предусматривается всё-таки административная, а не уголовная ответственность. Возможен даже административный арест, но не уголовное наказание. Если, конечно, водитель кого-то сбил, то наступает уголовная ответственность.
Поэтому, возможно, необходимо повысить административное наказание.
Что касается конфискации автомобиля, это тоже момент спорный. А если этот автомобиль оформлен не на человека за рулём, лишённого прав, а на другого? Если это не его машина, то на каком основании конфисковывать транспортное средство? Это первое.
Второе. Если уж мы перенимаем какой-то западный опыт, то там нет конфискации, но есть огромные штрафы. В США, например, за большое превышение скорости в два раза и более – огромные штрафы: от 1500 долларов и выше, в зависимости от того, как назначит суд.
Поэтому если у человека серьёзное нарушение правил дорожного движения, то в таком случае можно ввести повышающий коэффициент штрафа. Например, за повторное нарушение, за нарушение, которое случается подряд, можно увеличивать штрафные санкции в геометрической прогрессии.
Как я уже и ранее говорил, у нас, как и в любой стране мира, единственное, когда человек начинает задумываться, стоит ли ему что-либо делать, если за это предусмотрен большой финансовый штраф. Административный арест, лишение прав на человека влияют меньше. Финансовая составляющая штрафа более эффективна, нежели обычные санкции».