Дмитрий Чугунов: «Актуальнее поднимать вопрос не ужесточения, а неотвратимости наказания»
Губернатор Московской области Андрей Воробьев на расширенном заседании правительства региона во вторник поднял вопрос ответственности за парковку на газонах и тротуарах. На сегодняшний день размер штрафов составляет до 5000 рублей на газонах и до 500 рублей на тротуарах.
Достаточно ли существующих мер, чтобы исключить такое явление, как парковка на газонах и тротуарах? Нужно ли ужесточить наказания за такие нарушения? Что, на ваш взгляд, поможет сделать вопрос паркинга цивилизованней?
Дмитрий Чугунов, член Общественной палаты Российской Федерации, руководитель межрегиональной общественной организации содействия развитию культурного взаимодействия в гражданском обществе «СтопХам»:
«Я больше склонен не к тому, что этих мер недостаточно - этого бы хватило, если бы была неотвратимость наказания. Наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей за парковку на газоне достаточно относительное, потому что размер его не очень большой, так же, как и сумма в 500 рублей за парковку на тротуарах. Для многих сейчас это не очень большие деньги.
К тому же существуют определенные решения, когда первые две-три недели в некоторых кварталах есть послабления, и ты оплачиваешь половину штрафа. Во-вторых, это фактически не работает, потому что некому штрафовать. Люди, которые должны этим заниматься, нагружены сверх меры работой. И поэтому у них не хватает времени физически отслеживать парковочное пространство либо парковку на газонах и тротуарах и привлекать людей к ответственности. Этим и пользуются нарушители.
Поэтому, когда губернатор поднимает вопрос ужесточения мер, на мой взгляд, актуальнее поднимать вопрос о том, чтобы эти меры хотя бы в том виде, в каком они сейчас есть, исполнялись. Это принципиально важно. Потому что существующая система полиции деградировала до состояния, когда она просто перестала работать. Они за счет бюрократии сами себя съели, то есть превратились в бумагомарателей. Поэтому участковые не могут выписывать штрафы за парковку на газонах. Им просто некогда этим заниматься. А если вы понимаете, что вас некому штрафовать, то вы будете парковаться так, как вашей душе угодно.
Чтобы был цивилизованный паркинг, необходимо, во-первых, создать удобные парковки в местах проживания людей. Сейчас строится много относительно дешевого жилья – многоэтажные однотипные здания, которые не обеспечены инфраструктурой. Чтобы вопрос парковки не вставал, при строительстве каждого здания должна быть юридическая ответственность, вплоть до уголовной, если застройщик вступил в сговор с администрацией города либо другая какая-то составляющая, которая позволила построить жилье без обеспечения парковкой, даже в перспективе. Были различные модели – народные гаражи, которые в итоге превратились в антинародные гаражи. Но при существующих возможностях в мире обеспечить парковочное пространство технологически можно большим количеством разных способов. Это первый аспект.
Второй. Это очень жесткая непримиримая борьба с теми, кто парковочную практику нарушает - то есть мы возвращаемся к системе наказания. Если соблюсти эти два фактора: обеспечить в доступности парковкой, чтобы новое жилье строилось при обеспечении парковочным пространством и создать, допустим, парковочную службу Подмосковья, которая будет непримиримо вести эту войну или каким-то другим образом поступить – обеспечить граждан возможностью фиксировать правонарушения с тем, чтобы потом часть штрафа падала на их расчетный счет, то мы придем к цивилизованному паркингу. Вариантов много. Это должна быть политическая воля власти региона, но возможность навести порядок есть в любом месте».