Ярослав Нилов: «Такой сверхсерьезный шаг как сокращение рабочего дня должен быть всесторонне просчитан»
Продолжительность рабочего дня в России может сократиться в два-четыре раза. Об этом сообщил министр труда РФ Максим Топилин. Он отметил, что в 19-ом веке людям приходилось работать по 12-16 часов в сутки, в 20-м установился 8-часовой рабочий день, а в 21-ом веке этот показатель может сократится до 4-х часов. Причем, по словам министра, это не приведет к сокращению заработной платы.
Возможно ли в России сокращение рабочего дня и нужно ли это в нашей стране? Если рабочий день сократится, то, когда и по какой причине это может произойти?
Ярослав Нилов, председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, заместитель руководителя фракции ЛДПР:
«Я считаю, что первоначально надо решить вопрос с ненормированным рабочим днем, с его критериями и с последующей компенсацией работнику за привлечение его в порядке ненормированности. К сожалению, сегодня часты злоупотребления, когда это входит в систему, приводит к желанию работодателя сокращать свои затраты на дополнительного сотрудника, перекладывая на плечи имеющихся работников повышенную нагрузку и системно привлекая к ненормированному рабочему дню. Либо таким образом используется инструмент ненормированности, как инструмент давления с целью избавиться от сотрудника в порядке подачи заявления по собственному желанию.
Что касается сокращения рабочего дня, такие вопросы нужно обязательно определять в трехстороннем порядке: с объединением работодателей, объединением работников и с правительством.
Не забывайте, что у нас есть сдельная заработная плата и есть нормы обеспечения дня, которые должны выполняться. Соответственно, если сокращается продолжительность рабочего дня, нарушаются эти нормы, они снижаются. Если они снижаются, это не может не отразиться на итоговом заработке сотрудника.
Поэтому я считаю, что такой сверхсерьезный шаг должен быть всесторонне просчитан. Все последствия его должны быть понятны и, конечно, тот баланс интересов, который достигается при идеологии в трехстороннем формате, должен быть обязательно сохранен.
Министр труда РФ говорит о том, что показатель продолжительности рабочего дня может сократиться до 4-х часов в день. Получается, что нормы трудового кодекса будут действовать для всех: для учителей, для врачей, для чиновников и всех остальных. Тогда первый вопрос: чем будут заниматься в свободное время люди? Второй вопрос: а как вообще будет функционировать система государственного управления, система предоставления госуслуг?
Я считаю, что это сверхрадикальный шаг, который, очевидно, приведет к серьезным экономическим последствиям и к снижению заработка для граждан. Поэтому, повторюсь, если даже предположить, что рабочий день сократится на один час, уже этот шаг должен быть обсужден в обязательном порядке в трехстороннем формате и проведен экономический расчет последствий.
Но я считаю, сейчас на повестке дня - вопрос с ненормированным рабочим днем. С ним надо разобраться и тогда не будет того злоупотребления, которое заметно и систематически увеличивает продолжительность рабочего дня для многих наших граждан.»