Илья Гращенков: «Анонимность выступает главным врагом официальной позиции правительства – замалчивании всего»
В Госдуму внесли законопроект, обязывающий владельцев мессенджеров идентифицировать своих пользователей. Нарушителей предлагается штрафовать и блокировать. Ранее на рассмотрение парламентариям был внесен законопроект о запрете сервисов (анонимайзеров, браузеров и пр.), которые позволяют заходить на запрещенные сайты. Кроме того, поисковикам запретят выдавать ссылки на заблокированные страницы.
Как вы можете объяснить очередную волну запретов? До какого предела может продолжаться «закручивание гаек»? Будет ли означать принятие этого законопроекта, что наша страна превратилась в полицейское государство?
Илья Гращенков, политтехнолог, руководитель Центра развития региональной политики:
«Борьба с анонимностью в интернете – мировой тренд. В рамках борьбы с терроризмом, разумеется. Поэтому вопрос не в том, что кто-то хочет контролировать Интернет, а в том, как используются эти законы.
Как мы можем наблюдать, их применяют точечно, когда нужно кого-то прижать, выявить, страдают в основном политические конкуренты действующего режима. Теперь анонимности хотят лишить мессенджеры, особенно это актуально для Телеграмм-каналов типа «Незыгаря», который можно считать символом анонимного блогерства. Власти боятся сливов, боятся войны компроматов, так как анонимность выступает главным врагом официальной позиции правительства – замалчивании всего и вся. Если проект «Шалтай-болтай» был хакерским инструментом, на нем лежала реальная почтовая переписка, то тот же «Незыгарь» – это просто анонимные сплетни и слухи, какие-то -правдивые, какие-то - вымышленные. И борьба с Телеграммом говорит о том, что власти боятся не реальных сливов, а вот этого политического брожения, которое подпитывается исключительными домыслами.
В отсутствии реальной политики, а по факту в ситуации королевского двора, слухи – главный инструмент интриг. И борьба с ними говорит не о создании полицейского государства, а о чрезвычайной слабости системы, которая борется исключительно с внутренними интригами, будучи совершенно беспомощной к внешним вызовам.»