Сергей Тараканов: «Особого внимания заслуживает предложение об уголовной ответственности третейских судей»
Госдума намерена ужесточить наказание для коррупционеров. В частности, подготовлен законопроект, который увеличивает срок лишения свободы за взятки до 4 лет. Также вводится понятие «неимущественная взятка» и наказание для коррумпированных третейских судей.
Способен ли такой закон уменьшить уровень коррупции в стране? Могут ли возникнуть проблемы с его правоприменением? Не возникнет ли перегибов со стороны правоохранительных органов после введения понятия «неимущественная взятка»?
Сергей Тараканов, политтехнолог:
«Особого внимания в законопроекте заслуживает предложение распространить на третейских судей действие ст. 202 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающее уголовную ответственность за злоупотребление полномочиями частных нотариусов и аудиторов, а также ст. 204 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающей уголовную ответственность за коммерческий подкуп.
В настоящее время отсутствие уголовной ответственности третейских судей за злоупотребление своими полномочиями и получение незаконного вознаграждения существенно увеличивает риск их коррупционных злоупотреблений в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц вопреки задачам своей деятельности.
Вместе с тем с учетом правоприменительной практики и реального положения дел в стране устанавливаемые проектом критерии разграничения понятий «обещание или предложение принять» и «обещание, предложение или просьба передать», «сговор с целью передачи (получения)» взятки представляются неясными. Это может повлечь неоднозначную правовую оценку подобных деяний и возможность различных злоупотреблений в ходе рассмотрения конкретных дел.
Кроме того, предлагаемый законопроект не учитывает положения ст. 30 УК РФ и сложившуюся судебную практику, согласно которой обещание или предложение передать либо принять незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействие) по службе необходимо рассматривать как умышленное создание условий для совершения соответствующих коррупционных преступлений в случае, когда высказанное лицом намерение передать или получить взятку либо предмет коммерческого подкупа было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им либо получения от них ценностей, а также в случае достижения договоренности между указанными лицами. Если при этом иные действия, направленные на реализацию обещания или предложения, лица не смогли совершить по независящим от них обстоятельствам, содеянное следует квалифицировать как приготовление к даче взятки (ч.1 ст. 30 и соответственно ч. 3-5 ст. 291 УК РФ) или к получению взятки (ч. 1 ст. 30 и соответственно ч. 2-6 ст. 290 УК РФ), а равно к коммерческому подкупу (ч.1 ст. 30 и соответственно ч. 2-4 ст. 204 УК РФ).
Также законодатели, предлагая новые по сути виды уголовно-наказуемых деяний, предусматривают основное наказание в виде штрафа, исключительно кратного сумме взятки, что с учетом правоприменительной практики выглядит сомнительно.
Кроме того, кратный штраф невозможно исчислить для случаев оказания услуг неимущественного характера либо предоставления неимущественных прав.
Следует отметить, что законопроект в предлагаемой редакции не был поддержан Правительством РФ и согласно решению комитета Государственной Думы РФ по государственному строительству и законодательству возвращен его инициатору А.Б. Выборному».