Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Антон Хлынов: «Если сейчас не принять волевых решений о закрытии полигонов, они и дальше будут существовать»

После закрытия полигона ТБО «Кучино», принимавшего большую часть мусора из Москвы, столичные отходы перенаправляются на другие свалки. Перед некоторыми из них скапливаются километровые очереди из машин с мусором.

В какие районы Подмосковья теперь направился основной мусорный поток? И к чему это может привести? Грозит ли мусорный коллапс Подмосковью, если существующие полигоны будут заполнены в ближайший год-два? Как можно решить проблему резко выросших тарифов на утилизацию мусора? Не приведет ли удорожание утилизации к возникновению в Подмосковье стихийных незаконных свалок?

Антон Хлынов, координатор группы общественного мониторинга по вопросам экологии подмосковного Общероссийского Народного Фронта (ОНФ), руководитель проекта «Зеленый щит»:

«Наша позиция такова: полигоны, особенно функционирующие с нарушением требований действующего законодательства и внесенные в государственный Реестр объектов обращения с отходами, которым в течение 2014-2016 годов были продлены лицензии и даже увеличены лимиты (это относится и к Кучино, и к Кулаковскому полигону, и к большой свалке в Торбеево, которая, на самом деле, еще опаснее, чем Кучино, куда сейчас перенаправлены потоки) - необходимо закрывать.

Что касается коллапса. Коллапс обеспечивается не политической волей закрытия полигонов. Мы, конечно же, поддерживаем заявление президента о скорейшем закрытии конкретно полигона ТБО «Кучино» и всех остальных. Но вопрос в том, что у нас в области просто не создана инфраструктура цивилизованного обращения с отходами.

То есть если сейчас не принять волевых решений о закрытии этих полигонов, они и дальше будут существовать. Потому что им это очень удобно, поскольку это проще, чем строить цивилизованную систему обращения с отходами, где есть сортировка, использование полезных фракций, уничтожение отходов по безопасным технологиям сжигания, допустим пиролиз. 
А как перенаправить правильным образом потоки, как обеспечить экологическую безопасность в регионе в этом плане, чтобы отходы не вываливались в овраги, в карьеры, не предназначенные для складирования отходов – это задача наших региональных властей, которые должны не сопли жевать и заниматься непонятно чем, а должны обеспечивать мониторинг. Если не хватает комиссий, то для этого есть общественные активисты, в том числе и наши, которых мы консолидируем на нашей плошадке в ОНФ. Мы готовы действовать сообща.

Понятно, что какие-то полигоны должны просуществовать какое-то время, потому что мусороперерабатывающие комплексы нельзя построить за полгода-год, на это, конечно, уйдет какое-то время. Но необходимо все-таки сделать так, как планировалось с полигоном ТБО «Кучино». Там были приняты оперативные решения, но президент сказал, что надо в течение месяца закрыть полигон. Еще до прямой линии с Владимиром Путиным мы прорабатывали план, чтобы то, что происходит на этом полигоне сейчас (это отсутствие отвода фильтрата, который течет, отсутствие отвода газа, отсутствие ограждения и многое другое, что не выполнялось предприятием, которое при этом получало инвестиционную надбавку для того, чтобы эти мероприятия выполнять) промониторить и заставить уполномоченных лиц выполнить необходимые мероприятия. То же самое нужно делать и на других полигонах, чтобы на то время, пока они будут функционировать, природоохранные мероприятия выполнялись там надлежащим образом.

По поводу увеличения тарифов на утилизацию мусора и опасений стихийных свалок.

Я считаю, что к любой подаваемой информации необходимо относиться внимательно. Например, нам чиновники заявляют о каких-то суммах, требуемых на рекультивацию полигонов, на выполнение тех или иных мероприятий, и очень любят пугать этими суммами. Но откуда они берутся, они предпочитают не объяснять.

Посмотрите, тот же завод-заготовитель - это практически оффшорная компания. Ежедневный доход с учетом количества мусоровозов, которые везут отходы на полигон, минимум миллион рублей. А где эти деньги? Собственники полигонов же столько не тратят, судя по тому, что все системы по отводу газа, отводу фильтрата не работали. Они только утрамбовывали мусор, пересыпали грунтом, частично его сортировали и продавали полезные фракции. Поэтому я бы задал вопрос: как вы контролируете отрасль? Как вы контролируете тех, кто эксплуатирует полигоны? Почему они сейчас легко могут уйти от ответственности, от обязательств по рекультивации полигонов? А мы говорим о возрастании тарифов, если придется вести мусор куда-то дальше.

Получается несбалансированная ситуация: мы не исключаем, что присутствовала коррупционная составляющая, и эти деньги куда-то ушли в оффшор. И тут же говорим о том, что сейчас нагрузку нужно переложить на граждан. Нет системного решения пока по этому поводу. Отсюда и возникают проблемы и всевозможные спекуляции на эту тему. Например, что касается инвестиционной надбавки, которая выдавалась заготовителю «Кучино». Мы с министром экологии посчитали, что он только в 2017 году должен был получить 85 миллионов рублей инвестиционной надбавки. Этой суммы должно было хватить на реализацию мероприятий по обеспечению экологической безопасности эксплуатации этого полигона.

Стихийные свалки - это проблема контроля. Для примера, мы 20 апреля вместе с активистами закрыли один из таких несанкционированных объектов складирования отходов вблизи Икши Дмитровского района. Это был выработанный карьер, используемый для полезных ископаемых. Предприятие прекратило свою деятельность и года два назад его начали использовать под складирование отходов, сваливали туда мусор несанкционированно. Потому что по документам там шла рекультивация карьера. Мы закрыли эту свалку, физически перекрыли туда въезд, больше месяца там стоял пост местных жителей, и сейчас она не функционирует. Да, это был жесткий вариант закрытия объекта, но это и показатель слаженных действий. Потому что мы от чиновников позицию получили и у нас есть все основания закрыть эту несанкционированную свалку.

Одно дело, когда едет мусоровоз и сваливает отходы где-то в лесу, как правило, так сваливают строительный мусор, сливают куда-то в овраги жидкие и полужидкие отходы. И это, скорее, навалы мусора. И другой вопрос, когда функционируют нелегально такие условные полигоны, некоторую часть которых успели легализовать в 2014-2016 годах.

И еще одна проблема. Помимо стихийных свалок, например, тот же полигон ТБО «Кучино» по последним документам должен был просуществовать до 2016 года. Почему его продлили до 2021 года - непонятно, он же выработал свой ресурс? К тому же туда свозят отходов гораздо больше, чем может вместить полигон.

Есть текущие значительные нарушения и по действующим объектам и это основная проблема».

Нет комментариев
Обсудить