Станислав Бычинский: «Проблема переработки мусора - это такой национальный подмосковный проект»
После закрытия полигона ТБО «Кучино», принимавшего большую часть мусора из Москвы, столичные отходы перенаправляются на другие свалки. Перед некоторыми из них скапливаются километровые очереди из машин с мусором.
В какие районы Подмосковья теперь направился основной мусорный поток? И к чему это может привести? Грозит ли мусорный коллапс Подмосковью, если существующие полигоны будут заполнены в ближайший год-два? Как можно решить проблему резко выросших тарифов на утилизацию мусора? Не приведет ли удорожание утилизации к возникновению в Подмосковье стихийных незаконных свалок?
Станислав Бычинский, член Общественной палаты Московской области, руководитель Консультационного центра по проблемам градостроительства, экологии и ЖКХ:
«Положа руку на сердце, надо сказать, что мусорный коллапс в Подмосковье уже существует давно. Просто это разные стадии его проявления. И объективные причины в том, что мы кроме огромного количества своего мусора, который вынуждены перерабатывать, вынуждены еще и брать на переработку мусор, который производит Москва. Поскольку в соответствии с федеральным законодательством Москва и Санкт-Петербург - города федерального значения и не обязаны захоранивать мусор на своей территории.
По сути, все, что происходит с мусором на территории Москвы, заключается в том, что его просто вывозят за территорию города. Естественно, это создает абсолютно диспропорциональную нагрузку на Подмосковье. Это и так регион самой большой антропологической нагрузки в стране, поскольку кроме своих семи миллионов отходов мы фактически имеем отходы, которые производятся жителями Москвы.
Поэтому, конечно, коллапс имеет место давно. И решение этого коллапса лежит не просто в закрытии полигона, потому что мы понимаем, что закроем один полигон, придется все отходы перенаправлять на другой. Строить новые полигоны тоже очень сложно. Поскольку, наверное, невозможно себе представить жителей любого муниципалитета, которые бы выразили удовлетворение или согласие по поводу того, что на их территории будет строиться новый полигон.
Естественно, проблему надо решать системно, то есть переводить ситуацию на другой уровень и заниматься строительством современных мусороперерабатывающих производств, используя международный опыт.
Насколько мне известно, правительством Московской области ситуация изучалась со всех сторон, приняты долгосрочные решения, стратегические программы. Понятно, что за один день этого не сделать. Но, помните, были нацпроекты. Так вот я бы сказал так, что проблема переработки мусора в Подмосковье - это такой национальный подмосковный проект. И, конечно, логистикой, то есть перенаправлением с одного полигона на другой и даже строительством новых полигонов эта проблема решена не будет. Она должна решаться комплексно.
Наверное, я затрудняюсь что-то предложить по поводу мусора Москвы, поскольку, как я уже сказал, существует законодательство, которое не позволяет захоранивать отходы на территории этого субъекта. И, наверное, это правильно. Но с другой стороны, это должно как-то компенсироваться. Может быть, за счет бюджета Москвы, который во много раз превышает бюджет Подмосковья. Я уверен, что Москва должна поучаствовать в программе, например, масштабных мусороперерабатывающих производств в Подмосковье.
Сейчас в Москве будет реализована огромная программа реновации, и мэр столицы Сергей Собянин говорит, что Москва потянет такие астрономические суммы. Так, может быть, стоило бы задуматься о том, чтобы часть столичного бюджета перераспределять на «мусорную» тему, поскольку она, на мой взгляд, не менее важна, чем снос хрущевок в Москве.
А текущую ситуацию, понятно, придется решать в оперативном режиме, придумывая какие-то варианты. Но мы понимаем, что это все равно затыкание дыр.
Что касается выросших тарифов на утилизацию мусора и не приведет ли это к появлению стихийных свалок. Все может быть. Я всегда критиковал законодательство. И считаю, что введение этой программы преждевременно и непродуманно. Наши законодатели всегда очень легки и быстры на предмет того, чтобы брать деньги и рассказывать в теории, что все очень просто. Мы много раз обсуждали и с подмосковным Минэкологии, где на бумаге все выглядит очень впечатляюще с точки зрения того, куда будут эти деньги тратиться, на что расходоваться, какой контроль будет установлен за всем этим процессом. И установка специальных Gps на каждую машину, которая занимается вывозом мусора, полное исключение незаконных свалок и так далее. Но в реальности все выглядит намного сложнее. И с точки зрения прозрачности этих платежей, потому что там как были проблемы, так они и существуют. Была ситуация с двойным взятием этих денег, потому что раньше это входило в муниципальный тариф, который утверждался депутатами. Они должны были все еще до 2017 года принять решение с местным Советом депутатов, что все это должно выводиться.
Честно сказать, я не владею ситуацией по всей области, насколько это сделано, но подозреваю, что эта проблема до сих пор существует. И, к сожалению, мы можем получить ситуацию, когда и здесь люди не понимают, за что они платят.
Проблема очень серьезная. Но если мы в ближайшее время не начнем строить современные мусороперерабатывающие производства, то мы никогда ее не решим. И фактически тот коллапс, который мы имеем, будет усиливаться и усиливаться».