Олег Молчанов: «Нововведения ЦИКа не мешают, но и не помогают, на 90 % они имеют психологическое значение»
Центризбирком готовит постановление, определяющее порядок видеонаблюдения на президентских выборах 2018 года. Одно из нововведений - сокращение сроков хранения видеоархива с года до трех месяцев. Кроме того, для запроса записи с участка потребуется дать подробное обоснование.
Обновлена будет и техническая составляющая. Программно-аппаратные комплексы заменят IP-камеры. Как сообщает ЦИК, контролировать их установку и работу будет группа с «различными политическими взглядами».
Как вы оцениваете это постановление Центризбиркома? Могут ли помешать предлагаемые изменения борьбе с нарушениями? Способна ли повлиять система видеонаблюдения на исход выборов?
Олег Молчанов, политтехнолог, член правления Российской ассоциации политических консультантов:
«На исход выборов система видеонаблюдения может повлиять только тогда, когда это будет каким-то доказательством. На данный момент ни в суде, ни в правоохранительных органах это не является допустимым доказательством. Видеоматериалы невозможно представить в суд, возбудить по ним уголовное дело и даже выписать административный протокол. Центризбирком это изменить не может, это не его компетенция.
В любом случае все, о чем говорится в постановлении ЦИКа, это, скорее, плюс, чем минус. Но принципиального значения это иметь не будет, это технические уточнения. И не очень понятно, кто может запрашивать и обязаны ли те, кто это будет хранить, выдавать это запрашиваемым. Это никак не оговорено.
Допустим, конкретный избиратель конкретного участка может оспорить выборы на избирательном участке, но на основании чего? Насколько я понимаю, если конкретный избиратель запросит данные видеонаблюдения, ему их не дадут. То есть он оспорить может, но государство не дает собрать ему доказательства того, что он оспаривает. Причем это он так думает, что это доказательство, а государство знает, что это не доказательство. Это не является допустимым доказательством, и каждый суд решает этот вопрос самостоятельно. Но в основном он отказывается принимать видеоматериалы, поскольку это 12 часов записи, и посмотреть их людям на заседании бывает невозможно, исследователям будет очень трудно это смотреть.
Поэтому эти изменения ЦИКа не мешают, но и не помогают. На 90 % они имеют психологическое значение. Мне лично больше нравится то, что предусмотрено видеонаблюдение в ТИКах. Это действительно важно, этого раньше не было, и это, безусловно, плюс, в том числе с точки зрения психологической. Люди будут психологически бояться, что им за нарушения что-то будет, хотя в реальности им вряд ли что-то будет.
Поэтому это не новость и не является каким-то изменением. Это технический вопрос, который никакого значения не имеет».