Владимир Сысоев: «Нам нужен законопроект, создающий баланс интересов между застройщиками и дольщиками»
Митинг обманутых дольщиков состоялся вчера в подмосковном Красногорске. Целью собравшихся было обратить на себя внимание депутатов Госдумы, которые готовятся рассмотреть во втором чтении законопроект о государственном компенсационном фонде, призванном защитить интересы дольщиков, пострадавших из-за мошенничества и халатности строительных компаний. Если закон будет принят, то застройщики будут обязаны отчислять средства в фонд, учредителем которого является РФ.
Не повредит ли этот закон строительным компаниям, которые сейчас и так испытывают трудности? Не приведёт ли появление фонда к удорожанию жилья? Какой выход вы видите из ситуации с дольщиками: достройка объектов или выплаты по договорам долевого участия?
Владимир Сысоев, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям:
«Данные поправки в законопроект были разработаны в рамках поручения президента РФ, где было чётко указано на то, что действующий на сегодня механизм отношений между застройщиками и дольщиками показал свою проблемность. С учётом этого было предложено создание некоего компенсационного фонда.
Хочу сказать, что я и мои коллеги по фракции ЛДПР не поддержали принятие данного законопроекта в первом чтении в том виде, в котором он был предложен депутатскому корпусу. Мы считаем его крайне сырым и непроработанным.
Если взять взаимоотношения в части строительных компаний, то, конечно, любому застройщику очень важны те административные ограничения, которые законопроект может на него возложить. Но самое проблемное то, что в законе не определён предельный размер взноса. Когда-то обсуждалось, что будет действовать ставка - 1 %, сейчас уже говорят о том, чтобы вводить некий переходный период – 1,2 %. А сколько вообще в принципе может быть, никто ответа дать не может.
Сегодня накопились проблемы, в частности, с реализацией действующего закона, когда страховые компании получили от застройщиков почти 30 миллиардов рублей и ни копейки не пошло на решение проблем ни обманутых дольщиков, ни застройщиков, оказавшихся в трудной ситуации.
Поэтому где гарантия, что фонд, который предлагается создать, будет решать эти вопросы? В рамках создания этого фонда также не решено: если у застройщика возникают проблемы, то как вопросы будут дальше регулироваться? Как будет решаться вопрос с предоставлением этих средств? Что это будет: какие-то займы или выкуп жилья? Эти нормы никаким образом не регулируются. Не отрегулирован в том числе и конкурсный порядок отбора в последующем объектов и застройщиков на застройку тех объектов, которые стали проблемными.
Если говорить в целом про дольщиков, то мы понимаем, что большое количество жилых помещений строится именно с использованием их средств. Для любого дольщика должна быть гарантия, что те деньги, которые застройщику платит компенсационный фонд, должны быть защищены гарантиями. Ведь может возникнуть ситуация, что средств компенсационного фонда просто не хватит и он в один момент может сам стать банкротом. На эти вопросы сегодня мы получить ответа не можем.
Сейчас наша фракция работает над поправками к данному законопроекту. Во-первых, мы должны в целом определиться по организационно-правовой форме самого фонда. Потому что сегодня он предлагается как некоммерческая организация, и нас этот вопрос тоже не устраивает. Второе: нам нужны жёсткие гарантии государства: государство должно выступить гарантом за эти деньги. Если же денег хватать не будет, то как государство поучаствует в решении этих вопросов? Нужно, чтобы не произошла ситуация, которая случилась с банками, у которых отзывают лицензии.
Вчера у нас проходили достаточно обширные публичные слушания по данному законопроекту. Было очень большое количество обманутых дольщиков, и одна из прозвучавших тем - будет ли решаться проблема именно обманутых дольщиков. В законе, который рассматривается, этот вопрос никак не регулируется. Это очень важный нюанс, который мы должны всё-таки урегулировать и дать ответ, как будет решён вопрос.
Следующий момент - это гарантия государства на деньги компенсационного фонда. Как государство защитит эти средства? Эти вопросы в качестве поправок должны быть урегулированы.
В противном случае мы получим ту же историю, когда сегодня застройщики перечисляют средства в страховые компании, в саморегулируемые организации, где они состоят. При этом у банка, где аккумулируются средства, Центробанк может отозвать лицензию. Такие случаи уже были, когда отозвались лицензии. По этой причине пропало 50 миллиардов рублей застройщиков. Они эти деньги копили, платили компенсационные взносы саморегулируемым организациям. Представьте себе: за последние годы пропало 30 миллиардов рублей в страховых компаниях и 50 миллиардов рублей - через компенсационные взносы, которые платили саморегулируемым организациям застройщики. Неужели жизнь нас ничему не учит?
Поэтому ко второму чтению мы должны получить законопроект, который создаст баланс интересов между застройщиками и дольщиками, и государство выступит гарантом в первую очередь перед дольщиками. Потому что именно они платят деньги, которые многие годы копят.
Конечно, надо постараться не создать дополнительных проблем застройщикам. Чтобы закон работал и был понятен. И, конечно, чтобы с рынка ушли те застройщики, которые являются недобросовестными и непорядочными».