Ярослав Нилов: «Вводить ответственность за обращение гражданина в скорую - неправильно»
Стоит ли вводить ответственность за ложный вызов скорой помощи? Этот вопрос был поднят на круглом столе в «Парламентской газете». Как заявил ректор Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова Сергей Багненко, из 45 млн ежедневных вызовов скорой в 2,5 млн случаев (5 %) люди не нуждались в экстренной помощи. Бесполезные поездки в масштабах страны выливаются в огромные суммы, которые тратятся впустую. Член Комитета Совета Федерации по социальной политике Татьяна Кусайко убеждена, что за ложные вызовы необходимо вводить меры ответственности.
Стоит ли вводить ответственность за вызов скорой помощи, если жизни пациента ничего не угрожало? В Израиле за ложный вызов скорой к пациенту, который мог бы сам сходить к врачу, штрафуют на 1000 шекелей (250 евро), стоит ли использовать в России такой опыт? Как, на ваш взгляд, можно ликвидировать или сократить количество ложных вызовов скорой?
Ярослав Нилов, председатель Комитета Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, заместитель руководителя фракции ЛДПР:
«Ложным вызовом является баловство, когда балуются подростки либо просто хулиганы, которым делать нечего. Они вызывают скорую не по правильному адресу. Это называется ложный вызов, когда заранее известно, что медицинская помощь не требуется, но ее вызывают. То, о чем говорится, - это не ложный вызов.
У нас граждане не должны быть профессионалами. Даже опасно, когда сами граждане будут оценивать степень риска, находясь в том или ином состоянии, требующем медицинского вмешательства. Наоборот, идёт пропаганда: не занимайтесь самолечением, обратитесь к специалисту, дабы не навредить своему здоровью.
Поэтому вводить какую-то ответственность за то, что гражданин обратился в скорую помощь, считая, что ему плохо, а при этом можно было бы просто ему сходить к врачу или ждать месячной записи к терапевту, - это неправильно.
Задача другая. Когда человек обращается в скорую помощь, с ним по телефону ведут беседу, спрашивают, что и как случилось, какие симптомы, как он себя чувствует. И уже эти специалисты, которые фиксируют вызовы скорой помощи, если человек позвонил по номеру 03, в состоянии определить, нужна ему экстренная помощь или нет. И взять на себя ответственность как должностное лицо за то, чтобы либо направить скорую по адресу, либо нет, либо давать другие рекомендации.
Другая проблема есть, когда обращаются в единый кол-центр по номеру 112. Там же не специалисты-медики, а диспетчеры, которые фиксируют и передают потом заявку медикам.
Но наказывать гражданина за то, что он, получив, например, травму или ожог, которые, может быть, экстренного лечения, с точки зрения специалиста-врача не требуют, считает, что могут быть самые серьезные последствия, и звонит в скорую помощь? За что гражданина наказывать? В данном случае считаю, что так ставить вопрос нельзя».