Михаил Щапов: «Прежде чем повышать ответственность за обращение с землями ООПТ, надо урегулировать их статус»
Правительство решило внести в Госдуму законопроект, вводящий штрафы для чиновников за неправомерное использование земель в охраняемых природных зонах. Речь идёт о «незаконном предоставлении земельного или лесного участка либо водного объекта в границах особо охраняемых природных территорий». Способен этот законопроект защитить заповедные земли от захвата? Могут ли оставить санкции, предусмотренные законопроектом (штраф до 50 тысяч рублей и временная дисквалификация) нечистых на руку чиновников? Планируется ли ввести механизмы уже захваченных земель, таких, например, как в ООПТ «Долина реки Сторожка» (Одинцовский район, г. о. Звенигород), которую, несмотря на то, что она является заповедником, уже захватили и застроили?
Михаил Щапов, депутат Государственной Думы ФС РФ от избирательного округа № 93 (Иркутская область), член комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции:
«Пока законопроект вызывает массу вопросов, чтобы его оценить, нужно дождаться официального внесения в Госдуму РФ.
Из того, что мы видим, могу отметить ряд проблем.
Первая: в поручении президента говорится о повышении ответственности как должностных лиц органов исполнительной власти РФ, так и органов местного самоуправления. То есть речь идёт о чиновниках и о главах районов и поселений. В сообщении правительства остались только чиновники.
Вторая проблема. Штрафы повышаются за нарушение требований к использованию земельных участков. Но в той же статье КоАП, в которую вносятся изменения, есть ещё пункты, касающиеся нарушения сроков рассмотрения заявлений граждан и юрлиц о предоставлении участков; удовлетворения заявлений, которые не могут быть удовлетворены; отказа в удовлетворении заявлений, которые должны быть удовлетворены. И по этим статьям ответственность и штрафы остаются прежними. Получается прекрасная иллюстрация отношения нашего государства к своим гражданам: нарушение интересов государства стоит до 50 тысяч рублей, а вот нарушение интересов граждан – в четыре раза дешевле – не более 12 тысяч рублей.
Третья проблема. В сообщении Минюста указано, что под штраф попадают действия, которые не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Возникает риск появления развилки: следователь может возбудить против чиновника уголовное дело, а может административное. Это прямой путь к коррупции и снижению ответственности чиновников.
И, наконец, четвёртая проблема. Прежде чем повышать какую-либо ответственность за обращение с землями ООПТ, нужно сначала полностью урегулировать их статус. Приведу пример. В своё время Прибайкальский национальный парк получил 112 тысяч гектаров сельхозземель без выведения из оборота. В итоге следствие может опираться на постановление о передаче земель, а может на общую практику, которая предполагает, что переданные земли должны быть выведены из оборота. В обоих случаях всё будет по закону, просто законодательство и постановления правительства допускают двойное толкование. В итоге судьба мэра, который разрешил, к примеру, местным жителям пасти коров на землях ООПТ, зависит от того, как решит толковать нормы и постановления конкретный следователь: может посадить, а может и не посадить. Если не исключить размытые и двойные толкования норм относительно земель ООПТ, то мы рискуем пересажать немногих оставшихся глав поселений, которые еще думают о людях».