Опубликовано: в 18:54  

Александр Семенов: ««Карусели» - это не единственный способ «обеспечения результатов» на выборах»

Фото: из личного архива А.Семенова

Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального закона «О внесении изменения в Уголовный кодекс РФ». Он предусматривает уголовную ответственность за так называемые «карусели» при голосовании на выборах (референдуме) - незаконные выдачу и получение избирательного бюллетеня (бюллетеня для голосования на референдуме). Нарушителям из числа избиркома будет грозить штраф до полумиллиона, исправительные работы до 4 лет или лишение свободы до 4 лет. Участники «каруселей» также ответят за преступление. Им грозит штраф до 300 тысяч рублей или лишение свободы до 3 лет. А если будет доказан сговор, то штрафы и сроки для его участников вырастут до 700 тысяч рублей и до 5 лет соответственно. Может ли этот закон остановить нарушения на выборах? Какие меры, на ваш взгляд, способны обеспечить честные выборы в России?

Александр Семенов, политический консультант, кандидат политических наук, доцент, директор АНО «Центр социально-политических инициатив», член Общественной палаты Рязанской области:

«Лично меня и, думаю, абсолютное большинство представителей профессионального цеха ужесточение наказания за так называемые «карусели», несомненно, радует. Так как чем меньше будет «спецов» по «каруселям» и «обеспечению результата», тем больше будет работы у профессиональных консультантов и технологов.

Но важно понимать следующее: да, ужесточение наказания заставит многих участников избирательного процесса задуматься о том, а стоит ли это делать. Но у нас в стране проблема как таковая не с законодательством, а с правоприменением. Напомню, что данные статьи УК РФ существовали и раньше, но за всю историю можно буквально на пальцах пересчитать уголовные дела и реальные наказания по этим статьям по всей России. Так что одного ужесточения явно недостаточно: нужны эффективные механизмы правоприменения, наработка успешной судебной практики по данным статьям Уголовного кодекса.

Во-вторых, необходимо понимать, что вовсе не члены участковых избирательных комиссий являются организаторами «каруселей» - они лишь обычные исполнители. Необходимы механизмы привлечения к уголовной ответственности реальных организаторов «каруселей», а не только исполнителей.

В-третьих, «карусели» - это не единственный и не самый распространённый способ «обеспечения результата». И вносить изменения в законодательство по каждому отдельному виду фальсификации результатов выборов мне представляется нецелесообразным. Необходим более системный и комплексный подход к данной проблеме с акцентом именно на правоприменении и судебной практике.

Пока же ужесточение наказаний за «карусели», на мой взгляд, выглядит как благие намерения, не более».




comments powered by HyperComments