Евгений Мартынов: «Если ввести дополнительный год обучения, то я не понимаю, что дети будут делать»
В Госдуме предложили вернуться к рассмотрению вопроса о введении дополнительного года обучения в школах, который будет посвящен исключительно профориентации. С такой инициативой выступил депутат фракции ЛДПР, заместитель председателя комитета ГД по образованию и науке Борис Чернышев. Как вы относитесь к данной инициативе? Разумно ли увеличивать время обучение в школе еще на один год? Нужно ли учащимся помогать в выборе будущей профессии?
Евгений Мартынов, заместитель председателя комиссии Общественной палаты Московской области по науке и образованию, президент Межрегионального общественного фонда содействия реализации программ, направленных на поддержку молодежи «Мир молодежи»:
«Надо сказать о том, что в ст.42 и в ст.75 действующего федерального закона «Об образовании» упоминается о профессиональной ориентации, причем как раз в разделе, где речь идет о психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Поэтому в целом в федеральном законодательстве нет никакой конкретики с точки зрения формулирования подходов в решении профессиональной ориентации. В законодательстве мы наблюдаем много вакуумов, над которыми надо работать.
В целом вопрос относительно профориентации, введения дополнительного года в рамках общего образования в школах уже поднимался на протяжении нескольких лет. По этому поводу проводили и соцопросы, и Общественная палата Российской Федерации поднимала этот вопрос. Есть по данному вопросу мировой опыт, когда дети учатся и 12, и 13 лет. Такая практика есть в Великобритании, Франции, Испании, Японии и других странах.
Но здесь ситуация неоднозначная. С одной стороны, безусловно, нужно говорить о профориентации с учетом того, что излагает и федеральное министерство образования, причем достаточно жестко - что этим вопросом надо заниматься. И учитывая, какое сегодня количество безработных остается после получения высшего образования, сколько детей остается неприкаянными, то есть они не чувствуют самореализации на рынке труда, профессиональная ориентация могла бы помочь эту проблему хотя бы частично побороть.
Для родителей, возможно, это был бы плюс. Потому что дети дольше бы оставались детьми.
Но есть и минусы в этой инициативе. Если мы говорим о молодых людях, то, безусловно, отучившись 12 лет, они могут сразу попасть в армию. Помимо того, это потребует дополнительных серьезных бюджетных вливаний, и образовательные организации к этому не готовы. Потому что увеличится количество школьников.
Мне кажется, альтернативным решением вопросов повышения компетенции профессиональной ориентации было бы введение дополнительных занятий. То есть не добавление года к школьной программе, а именно введение внеклассных занятий. Причем каждая образовательная организация сама для себя определяет подход построения образовательного процесса. И тогда, возможно, эти занятия по профориентации могли бы появиться во всех школах. Это было бы гораздо актуальнее.
Потому что, введя дополнительный год, я не очень понимаю, что дети будут делать. Допустим, если человек хочет получить гуманитарное образование, зачем ему ходить на завод? И потом тут должна быть теоретическая часть очень серьезная, серьезная подготовка. И только после этого нужна практика – так, как происходит в вузах: человек поступает на определенную специальность, на определенный факультет. Например, он хочет быть журналистом и после этого он идет на практику к понятному потенциальному работодателю, например, в РИА-новости. А в школе такое разделение не сформулировано, не сформировано, поэтому не очень понятно, что в течение целого года дети будут делать. Они будут просто праздно посещать заводы, компании?
Поэтому пока это выглядит как высокопарные слова – введение дополнительного года обучения в школе. Тут требуется ввести целую систему мер на федеральном уровне, доформировать федеральное законодательство, то есть раскрыть смысл этого, подружить это с образовательным процессом, обсудить вопросы, связанные с инфраструктурой образовательных организаций, насколько они к этому готовы.
Поэтому, на мой взгляд, промежуточными мерами в решении этого вопросами могли бы стать как раз эти профориентационные уроки, некая внеклассная работа, куда могли бы приглашаться эксперты, специалисты. Но опять же в первую очередь нужно начинать с того, чтобы дорабатывать федеральное законодательство.
Безусловно, если говорить о Московской области и обо мне как о заместителе председателя комиссии Общественной палаты Московской области по науке и образованию, то мы всячески содействуем вопросам раскрытия именно профессиональной компетенции наших школьников. У нас очень активный социально-ответственный бизнес на территории Московской области, периодически проходят профориентационные занятия, работают летние профориентационные лагеря. Этот вопрос держится на контроле, и региональная Общественная палата максимально содействует министерству образования Московской области в этой повседневной повестке.»