Андрей Мухортиков: «Как исключение можно не применять экологический налог для коллекционных ретро-автомобилей»
Транспортный налог на автомобили могут заменить экологическим, учитывающим выбросы углекислого газа. Такую возможность рассматривает Минтранс. Сейчас размер транспортного налога для автомобилей рассчитывается с учетом региональных ставок, мощности двигателя, марки и модели автомобиля, года его выпуска, времени владения транспортным средством. При замене сбора на экологический для расчета налога будут использоваться только конструктивные параметры машины по выбросам углекислого газа, указанные в паспорте технического средства (ПТС). Экологический сбор также не предусматривает региональной дифференциации. Насколько целесообразна подобная замена в нашей стране? Не получится ли так, что замена транспортного налога на экологический серьезно ударит по кошельку и так небогатых владельцев старых автомобилей? Станет ли введение этого закона началом конца бензиновых автомобилей и переходом автовладельцев на гибриды и электромобили?
Андрей Мухортиков, первый заместитель руководителя экспертного центра Probok.net, член комиссии Общественной палаты Московской области по дорожному хозяйству и транспорту
«На мой взгляд, это шаг в правильном направлении. Существующая сейчас привязка к мощности двигателя нелогична, она не учитывает ни стоимость машины, ни уровень выбросов. Привязка налога к экологичности будет стимулировать владельцев старых машин отказываться от них и покупать новые. Это полезно не только для экологии, а еще и для безопасности водителей, пассажиров и пешеходов: чем новее автомобиль, тем лучше она оснащена разнообразными системами активной и пассивной безопасности. Хорошо это и для экономики: большая часть продаваемых в стране машин производится в России, а автомобилестроение относится к производствам с высокой добавленной стоимостью, его рост дает толчок массе связанных производств, создает новые рабочие места.
Единственное исключение, можно сделать - не применять повышенный налог за «неэкологичность» для коллекционных ретро-автомобилей (например, тех, которым более 50 лет). Для ежедневного перемещения они все равно не используются, поэтому экологический вред они них минимален.
Относительно региональных коэффициентов: на мой взгляд, стоило бы оставить «вилку», в рамках которой регионы могли бы корректировать размер налога в большую или меньшую сторону (хотя и меньшую, чем сейчас). Но главное - направлять этот экологический сбор в региональные бюджеты, как транспортный налог сейчас: он является важным, а где-то и главным источником пополнения региональных дорожных фондов.
Что касается перехода на гибриды и электромобили, не ожидаю массового перехода на них в ближайшие годы. Гибриды все еще достаточно дороги, а инфраструктура для электромобилей в нашей стране пока не создана.»