Дмитрий Чугунов: «Предложение Минтранса направлено на то, чтобы постепенно убрать с дорог старые автомобили»
Транспортный налог на автомобили могут заменить экологическим, учитывающим выбросы углекислого газа. Такую возможность рассматривает Минтранс. Сейчас размер транспортного налога для автомобилей рассчитывается с учетом региональных ставок, мощности двигателя, марки и модели автомобиля, года его выпуска, времени владения транспортным средством. При замене сбора на экологический для расчета налога будут использоваться только конструктивные параметры машины по выбросам углекислого газа, указанные в паспорте технического средства (ПТС). Экологический сбор также не предусматривает региональной дифференциации. Насколько целесообразна подобная замена в нашей стране? Не получится ли так, что замена транспортного налога на экологический серьезно ударит по кошельку и так небогатых владельцев старых автомобилей? Станет ли введение этого закона началом конца бензиновых автомобилей и переходом автовладельцев на гибриды и электромобили?
Дмитрий Чугунов, руководитель межрегиональной общественной организации содействия развитию культурного взаимодействия в гражданском обществе «СтопХам»:
«В этом вопросе два аспекта. В первую очередь, предложение минтранса направлено на то, чтобы постепенно убрать с дорог старые автомобили. Потому что при всем уважении к людям, которые не имеют возможности приобретать новые автомобили, старые работают из рук вон плохо и являются основными загрязнителями воздуха, они вносят максимальный вклад в разрушение экологии.
Поэтому в целом это хорошая инициатива. Но с другой стороны, нужно тщательно ознакомиться с предложением минтранса. И понять, насколько в итоге это будет заменой, а не присовокуплением. Потому что наших автомобилистов гнут достаточно серьезно и так: где-то двойное налогообложение, где-то скрытое налогообложение применяется, налоги на роскошь. С автомобилистов взымают огромное количество различных податей, пошлин и так далее.
И если будет еще дополнительно введен налог на экологию, то это в целом может привести к тому, что люди будут отказываться от транспорта. Поскольку это станет нецелесообразным либо им придется работать только на его содержание.
Если мы говорим о конкретной замене без дифференциации, то мне бы хотелось сначала разобраться, что же, собственно, предлагается. Надо посмотреть статистику.
Но то, что постепенно необходимо делать какую-то дешевую доступную альтернативу для наших жителей и возможность закупать российский автопром или подержанные иностранные автомобили взамен устаревших, которые есть в собственности, это очевидно. Во всяком случае, у нас экология коренным образом не изменится.
Постепенно в крупных городах так или иначе вводят режимы, когда в центр невозможно въехать на машинах определенного класса. Европейские страны отказываются от двигателей внутреннего сгорания и переходят сначала на электрические двигатели, затем (многие страны сейчас переходят) - на водородные двигатели. В некоторых странах отказ от двигателей произойдет уже в начале 20-го года. У нас, конечно, об этом речь не идет, но такие меры постепенно продвигают нас к похожим решениям, потому что экологический вопрос довольно остро стоит, несмотря на нашу огромную территорию. В крупных городах, особенно там, где сосредоточено крупное производство, например, металлургия на Урале, дополнительные факторы очень серьезно влияют на жизнь людей. И как показывают исследования, так или иначе, к сожалению, мы сильно зависим от того, каким воздухом дышим, какую воду пьем и, в том числе, от того, на чем мы передвигаемся. Все это взаимосвязанные вещи.»