Алексей Мазуров: «Не должно быть такого многообразия образовательных программ и учебников как сейчас»
Родители не довольны качеством школьного образования. Счетная палата РФ провела онлайн-опрос, в котором приняли участие более 1,3 тысячи человек из 50 регионов. По его результатам две трети опрошенных россиян (70,4%) считают, что знаний, которые дают в школе, недостаточно для поступления в высшее учебное заведение. 70,8% респондентов оплачивают дополнительные занятия с репетитором. Больше всего претензий - к качеству преподавания иностранного языка и математики. Как вы оцениваете сегодняшний уровень школьного образования? Что необходимо изменить в системе образования, чтобы повысить его качество? Надо ли вернуться к системе советского образования, где был единый стандарт и не было разброса образовательных программ, как сейчас? Стоит ли вернуть обычные экзамены в школы вместо ОГЭ и ЕГЭ?
Алексей Мазуров, заместитель председателя Комитета по вопросам образования, культуры и туризма Московской областной Думы, профессор, д.и.н., ректора ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет»:
«Школьное образование в Подмосковье находится на достойном уровне. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что система образования Московской области входит в пятерку лучших образовательных систем регионов Российской Федерации. Конечно, это не означает, что она не должна совершенствоваться.
В Подмосковье уже два года подряд проводилось рейтингование школ по трём зонам: зеленая - высокий уровень качества образования, желтая - средний уровень, и красная - проблемная зона. Поэтому я бы рекомендовал разбираться с качеством образования применительно к отдельной школе, к конкретному педагогу. Известно, что больше всего претензий к уровню подготовки по предметам - иностранные языки и математика. И это понятно, поскольку многие школьники и их родители претендуют на повышенный уровень знаний именно по этим предметам. Однако некоторые учителя зачастую вынуждены работать по средней планке, так, чтобы материал был понятен и усвоен всем классом. Отсюда и возникающие вопросы.
На мой взгляд, чтобы повысить качество школьного образования, необходимо обратить внимание на два момента. Во-первых, это качество подготовки будущих учителей (отбор в эту профессию «лучших», социальная поддержка). Во-вторых, это мотивация школьников. Очень часто учителю сложно достучаться до одиннадцатиклассника, который учит только те предметы, по которым он будет сдавать ЕГЭ. Как же заставить его обратить внимание на предметы, не входящие в число испытаний ЕГЭ? С этой целью федеральным Министерством образования и науки планируется проведение срезов знаний по всем дисциплинам школьного курса. Думаю, это должно создать серьезную мотивацию для школьников.
Я считаю, что не должно быть такого многообразия образовательных программ и учебников как мы имеем сейчас. Полностью поддерживаю мнение Министра образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой о том, что количество базовых учебников необходимо сократить, а образовательное пространство должно стать единым для всей страны.
Мне кажется, что идея возвращения школ от ОГЭ и ЕГЭ к обычным экзаменам сейчас неактуальна. Как ректор вуза я знаю, что ОГЭ и ЕГЭ для выпускников 9 и 11 классов - это уже привычная процедура. Более того, беспокойство и переживание генерируют их родители, родные и близкие старшего поколения. Вместе с тем, конечно, у ОГЭ и ЕГЭ есть издержки, например, такие как чрезвычайно высокий уровень психоэмоциональной нагрузки. Что касается штампа о том, что школьниками просто угадываются правильные ответы при выполнении заданий ОГЭ и ЕГЭ, то это неверное суждение. Сейчас контрольно-измерительные материалы составлены таким образом, что для их решения нужны реальные знания ученика. Важно, что ОГЭ и ЕГЭ идут по одним стандартам, что позволяет исключить субъективизм. Кроме того, ЕГЭ - это реальная возможность для выпускника с хорошими баллами поступить в престижный вуз.»