Геннадий Онищенко: «Экспериментов над детьми и учителями проводить не надо!»
Родители не довольны качеством школьного образования. Счетная палата РФ провела онлайн-опрос, в котором приняли участие более 1,3 тысячи человек из 50 регионов. По его результатам две трети опрошенных россиян (70,4%) считают, что знаний, которые дают в школе, недостаточно для поступления в высшее учебное заведение. 70,8% респондентов оплачивают дополнительные занятия с репетитором. Больше всего претензий - к качеству преподавания иностранного языка и математики. Как вы оцениваете сегодняшний уровень школьного образования? Что необходимо изменить в системе образования, чтобы повысить его качество? Надо ли вернуться к системе советского образования, где был единый стандарт и не было разброса образовательных программ, как сейчас? Стоит ли вернуть обычные экзамены в школы вместо ОГЭ и ЕГЭ?
Геннадий Онищенко, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке:
«Сегодня для того, чтобы поступать в вуз вообще ничего не надо. Надо сдать свои документы по результатам ЕГЭ и сидеть ждать.
Конкурсы в разы возросли в вузах, поскольку абитуриенты могут одновременно поступать и сдавать свои документы в несколько учреждений. Поэтому сама формулировка, что школьных знаний недостаточно для поступления в вузы, не корректна по меньшей мере в том, что какие баллы есть, такие вуз и примет. Если средний балл по ЕГЭ снизится, то вуз соответственно отреагирует, высчитывая проходной балл, потому что вузу надо набирать студентов и оправдывать то финансирование, которое выделяет для него государство. А те, кто не проходит по баллам, могут поступать на платной основе, в этом плане проблемы нет. Вуз в данном случае находится в пассивном состоянии. А если мы снимем все виды контроля и дадим право учителям, то у нас все наберут максимальный балл и тогда вуз будет набирать по максимальному баллу. Потому что другого выбора у него не будет.
И репетиторство сегодня не для того, чтобы поступить в вуз, а, чтобы подтянуть ЕГЭ на натаскивание. Если раньше натаскивали на вуз, то сейчас натаскивают на хорошую отметку.
Другое дело, что в целом вопросы уровня образования действительно сегодня волнуют родителей. Их интересы, что меня радует, исходят от неформального. Что я имею ввиду? Поставь моему сыну пятерку, неважно знает он или нет. Родителей волнует не оценка, а знания. Они прекрасно понимают, что пятерками, если они не соответствуют уровню знаний, ребенок в жизни ничего не добьется, если не будет работать в компании папы-мамы. Поэтому люди сейчас склоняются больше к сути.
Опросы - вещь относительная и у меня есть сомнения в данных опроса Счетной палаты РФ. Хотя уловить тенденцию они позволяют. У меня есть результаты июльского опроса одного очень уважаемого агентства, которое занимается социологическими опросами. И по результатам этого опроса в 43 субъектах России, 74,7% респондентов оценивают состояние общего образования как хорошее и удовлетворительное.
Подавляющее большинство родителей школьников (81%) в целом положительно относятся к введению школьной формы. Меня лично это изначально радует, потому что я всегда это приветствовал как одно из здоровьесберегающих компонентов в процессе обучения. 65,4% респондентов ответили отрицательно на вопрос о сборе денег в школе, но 35% - средства собирают и чаще всего - на ремонт учебных заведений. Это полное безобразие. 44,9% считают, что родители ремонтируют школу, это плохо. Потому что ремонт школы, ее состояние - это здоровье детей, их среда обитания. 40% - собирают деньги на экскурсии и походы, 37,8% - на подарки учителям. Но не все могут себе это позволить, это плохо, это снижает авторитет и говорит о том, что мы недостаточно финансируем школьное образование. Это беда. 2/3 респондентов поддерживают введение в школе трудового воспитания. Меня это очень радует, это говорит о том, что наши родители смотрят вглубь.
Интересны и данные о том, какое воспитание хотелось бы родителям. 61,6% - за развитие внеклассной профессиональной деятельности: технических кружков, факультативов в школе, обучение профессиональным навыкам, а также на базе колледжей. 48% детей, по мнению родителей, могли бы заниматься уборкой класса, школьной территорией. 37%- оказывать помощь пожилым, больным, одиноким людям, ветеранам. 30% родителей хотят, чтобы их дети занимались общественно-полезной работой по сборке вторичного сырья, лекарственных растений, озеленением улиц, населенных пунктов. 20% - за производственный труд школьников на промышленных предприятиях, а также труд, связанный с созданием материальных ценностей. За то, чтобы была трудовая четверть в июне, занятия легким трудом, сельскохозяйственными работами - 20%. Наши родители понимают, что без трудового воспитания никуда не денешься, это обязательный элемент образовательного процесса, чтобы получаемые знания не просто были оторванным от жизни багажом.
Родители не довольны другими вещами. Подавляющее большинство - 76,9% высказались против введения дополнительных предметов для сдачи в рамках ЕГЭ. Думаю, это интуитивная реакция, поскольку дети и так перегружены.
Каждый пятый - 20,7% - оценил уровень преподавания в школах как высокий и очень высокий. Более половины - 56% - считают преподавание в школах средним. По мнению родителей, наиболее значимым фактором обеспечения качественного образования является уровень мастерства учителя, наличие качественной учебы и наличие учебно-методической литературы. Больше всего в школах, по мнению родителей, не хватает учителей иностранного языка, педагогов дополнительного образования и учителей начальных классов. 3\4 родителей приветствуют предоставление учащимся возможность одновременно с получением аттестата пройти профессиональную подготовку и получить выбранную профессию: рабочую и служащую.
Думаю, из этого более глубокого опроса и надо делать выводы. Пресловутая либеральная идея, что дети не должны работать в школах, что это эксплуатация детского труда, относительна. Конечно, когда международная организация принимает такое решение, если в Африке с девяти лет ребенка заставляют трудиться в шахте, то это совсем другое и выносится категорическое решение. Это не значит, что в нашей стране наш ребенок не должен вытирать с доски мел, будучи дежурным. А когда наша ультралиберальная общественность начинает кричать везде, что это эксплуатация детского труда, извините, а как же тогда расти ребенку в сельской местности: не накормить курей, не принести воды из колодца домой…Пусть это сделает старая бабушка или больная мама?
Что касается стандартов образования, то я призываю: хватит нам революций. Вы говорите, давайте вернемся назад. Если мы сейчас начнем возвращаться назад, мы точно проведем очередной бесчеловечный эксперимент над подрастающим поколением, так, как мы ломали через колено, когда переходили на это. Мы поломаем поколение учителей, потому что это тоже специальным образом обученные люди. Экспериментов над детьми и над лучшим отрядом интеллигенции - учителями - проводить не надо! Но совершенствовать, не допускать ошибок, а самое главное, создать для них условия, дать им возможность творить добро, - вот наша задача. А нашим детям - хороших учителей. Другое дело, что нам надо прекратить издевательство над нашей государственной историей. Но это уже вопрос идеологии, политическая задача. Мы выкорчевывали воспитательную работу из школы, а ее надо возвращать. Сейчас идет патриотика, но одной ее мало. И она у нас сегодня делается, скорее, на энтузиазме: встречи с ветеранами ВОв, с теми, кто прошел горячие точки. Но это военная патриотика, а есть же и патриотизм в труде, и патриотизм в достижении цели, создавая что-то, не только разрушая и завоевывая. Это главное, что нам нужно сегодня сделать. Иначе наши дети будут выходить на Пушкинскую площадь ради интереса во время всяких неправедных акций.»