Павел Пятницкий: «Попытка ГИБДД убрать из приказа право водителей делать видеосъемку, не красит ведомство»
В новом приказе о работе Дорожно-патрульной службы исчез пункт, который разрешал гражданам производить фото- и видеосъемку общения с сотрудником Госавтоинспекции. Насколько важным вы считаете пропавший пункт о видеосъемке, ведь в других странах право на видеозапись инспектора дорожной полиции отдельно не прописано? Как это изменение в правилах может отразиться на водителе, который предпримет попытку снять патрульного на камеру?
Павел Пятницкий, член общественного Совета при Уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка, общественный деятель, лидер движения «Гражданское право»:
«Пункт 4 ст.26 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Естественно, на дороге, при общении с сотрудниками ДПС никакой государственной тайны быть не может.
Что означает формулировка «законным способом»? Опять же обратимся за разъяснением к основному закону государства. На основании ст. 24 Конституции РФ «О правах человека и сборе, и обработке информации» и комментария к ней, фотографирование людей в общественных местах осуществляется свободно. Очень часто должностное лицо, которое возражает против съёмки, ссылается на то, что разрешение на фото или видео с его изображением им не дано. Здесь нам в помощь ст.152.1 Гражданского кодекса, предусматривающая охрану изображения гражданина, которая не запрещает получения таких изображений, а нарушить ее можно только после их несанкционированного обнародования и дальнейшего использования. То есть, уже после того, как оно стало доступным неограниченному кругу лиц без согласия того, кто изображен на фотографии или видео. Если гражданин снимает для себя или для предоставления этого фото/видео в прокуратуру, как приложение к своему заявлению – ст. 152.1 ГК РФ им не нарушена.
Кроме того, существует ст. 7 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которая даёт определение «общедоступной информации». В частности, к ней относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен, и она может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. В ст. 9 данного закона говорится также о том, что любые ограничения доступа к информации должны устанавливаться только федеральным законом.
Поэтому никакие приказы, ведомственные нормативные акты не могут быть выше федеральных законов, противоречить им и не должны распространяться на граждан. А сама попытка ГИБДД убрать эту норму из приказа, прямо скажем, не красит ведомство. И без того у граждан очень много претензий, подчас справедливых и обоснованных, к ГИБДД. Зачем усугублять это внесением таких изменений? Кому нечего бояться - тому и прятать нечего.
Обязанность, возложенная на сотрудников полиции и других силовиков фиксировать на видео те или иные мероприятия при своей работе - не исполняется и я могу об этом заявить уверенно. Регулярно при проверке отделов полиции и СИЗО мы встречаем такие случаи - «сел видеорегистратор», «у нас сбой был, видео пропало», «камера вчера сломалась», «полетел жёсткий диск».
Поэтому никакой крамолы в том, что граждане записывают на видео и снимают на фото полицейских при общении, я не вижу. Более того, сам так всегда делал, делаю и буду делать, поскольку видео является лучшим доказательством для контрольных и надзирающих органов при возникновении споров. Любой запрет на съёмку должен быть подкреплён не только требованием полицейского или чиновника, а законным требованием, со ссылкой на пункт и статью федерального закона, это запрещающего. Как я сказал выше - на сегодня такого федерального закона нет.»