Как поживаешь, российский риелтор?
Риелторы в России появились практически сразу после того, как был принят закон о приватизации, предоставивший россиянам возможность стать хозяином своего жилья и распорядиться своей недвижимостью уже на праве собственности.
С этого момента количество сделок, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества, стало возрастать, как снежный ком, постепенно вытесняя привычную схему обмена квартир. И уже к середине 90-х в стране сформировался достаточно устойчивый рынок недвижимости. Естественно, и сам рынок, и «условия игры» менялись уже можество раз - появился институт регистрации прав собственности, простая письменная форма договора вытеснила обязательную нотариальную, а еще позже на рынок пришли ипотека и долевое строительство… Но все это время на страже интересов российских граждан стояли риелторы, выступавшие в роли лоцманов в бескрайнем и достаточно запутанном океане недвижимости.
Однако, глобальная интернетизация и, появившиеся за несколько последних лет, многочисленные сервисы, все чаще начали ставить под сомнение необходимость существования риелторов и риелторских услуг в том формате, в котором они существовали на российском рынке недвижимости ранее. Все громче начали звучать аргументы о том, что риелтор - это бесполезный посредник. Причем, посредник, отчаянно сопротивляющийся интернетизации и любой автоматизации продаж.
Алексей Груздев - директор питерского агентства недвижимости и практикующий риелтор, уверен, что автоматизация здесь абсолютно не при чем. Негативное отношение к риелторам в обществе - это результат большого количества случайных людей на рынке, считает эксперт.
«Дилетантов среди риелторов действительно хватает. Считаю, что именно из-за этого и складывается негативное отношение к нашей профессии», - сообщил Алексей Груздев.
На рынке до сих пор остается немало и таких игроков, кто осуществляет свою деятельность нелегально. Никаких налогов они не платят, договоров со своими клиентами не заключают, довольствуясь только лишь устными договоренностями со своими клиентами. И нередко подобный формат отношений приводит к многочисленным недоразумениям и даже к серьезным конфликтам. Андрей Колесников - индивидуальный предприниматель, риелтор, считает подобное положение дел недопустимым явлением.
«Я работаю частным образом, но, прежде, чем взять объект к себе в работу, с каждым своим клиентом в обязательном порядке заключаю договор, где мы с ним подробно прописываем весь перечень услуг и ответственность сторон. Все платежи только «безналом» и на расчетный счет!»- рассказал Андрей Колесников.
Любовь Голубева, директор подмосковного агентства недвижимости рассказала о том, как построена работа в ее компании.
«Со всеми нашими клиентами мы практикуем только договорные отношения. Причем, порядка 30% договоров заключаются в нашей компании на эксклюзивных условиях», - поделилась информацией Любовь Голубева.
Участники рынка сообщили, что последнее время на рынке наметилась новая тенденция. Некоторые граждане заказывают у риелторов какую-то конкретную услугу. Например, сопровождение сделки или только проверку истории квартиры.
«Такая тенденция действительно существует - многие клиенты начали экономить и брать какую-то часть риелторской работы на себя. Но по-прежнему остается гораздо больше тех, кто обращается к профессионалам именно для того, чтобы риелторы избавили их от всей рутины, связанной с продажей жилья. Практически все, кто обратился ко мне по рекомендациям, продолжают заказывать только «полный пакет» услуг»- заверил Алексей Груздев.
Андрей Колесников подтверждает, что подобные обращения действительно участились среди потребителей риелторских услуг, но Андрей не видит в этом явлении ничего плохого или тревожного. «Если человек располагает свободным временем и обладает необходимыми знаниями, то я не вижу никакой проблемы в том, что какую-то часть работы он сделает самостоятельно, а что-то поручит специалисту», - заявил Алексей Колесников.
Подтвердила тенденцию и Любовь Голубева, рассказав, что еще год назад у них в компании такие обращения практически не встречались.
«Обращение за частичной услугой, связанной с проверкой квартиры и сопровождением сделки составляет сейчас в нашей компании не более 5% от общего объема услуг. Еще 5% клиентов обращаются только за составлением проектов договоров купли-продажи. Таким образом, доля «усеченных» услуг, оказываемых нашей компанией, не превышает 10% от общего объема», - рассказала Любовь Голубева.
Что же касается интернетизации и электронных сервисов, то большинство риелторов считает, что данное обстоятельство усложнит работу только тем игрокам на рынке, кто будет не в состоянии сделать своим потенциальным клиентам актуального предложения. Рынок действительно меняется. Эксплуатировать до бесконечности ассортимент услуг, потерявший былую актуальность, ни у кого не получится. Необходимо перестраиваться под новые реалии, заявляют эксперты.