Андрей Мухортиков: «Предложение РСА повысить тариф ОСАГО в 10 раз - запредельная алчность»
Российский союз автостраховщиков (РСА) предлагает в ходе реформы ОСАГО полностью отказаться от госконтроля в этой сфере и поднять базовый тариф обязательного страхования для легковых автомобилей почти в десять раз - до 30 тысяч рублей. Одновременно в РСА считают, что необходимо отказаться от ряда коэффициентов (территории и мощности двигателя) и дать возможность снижать тариф для тех, кто безопасно водит. Причем речь не об отсутствии аварий, а о стиле вождения, которое планируется контролировать с помощью видеофиксации. Нужна ли реформа ОСАГО и как вы ее видите? Как вы оцениваете инициативы РСА? Помогут ли они улучшить ситуацию в сфере обязательного страхования?
Андрей Мухортиков, первый заместитель руководителя Экспертного центра Probok.net, член комиссии Общественной палаты Московской области по дорожному хозяйству и транспорту:
«Единственное, с чем в предложениях РСА можно согласиться, так это с отменой региональных коэффициентов. Эти коэффициенты - анахронизм, не имеющий логического обоснования. Повышенные коэффициенты можно оставить для богатых Москвы и Санкт-Петербурга просто из-за того, что здесь много дорогих авто, а значит и риск повышенных выплат. То же самое касается и взимания платы по мощности двигателя: возможный вред с мощностью двигателя связан довольно мало. Я бы привязал тарифы к массе транспортного средства, а повышенные коэффициенты за мощность оставил бы лишь для спортивных автомобилей.
За эти 12 лет все эти «недовыплаченные» деньги копились в страховых фондах. Таким образом, у страховщиков образовался гигантский «денежный навес» на много сотен миллиардов рублей. Эта подушка безопасности позволит рынку нормально работать не менее трех-четырех лет, даже если выплаты вдруг сравняются со сборами, а пока до этого, как мы видим, крайне далеко.
Таким образом, предложение РСА повысить тариф в 10 раз есть ни что иное, как запредельная алчность, не имеющая под собой никаких экономических обоснований. Сам принцип обязательного страхования по нерегулируемым тарифам - нонсенс. Либо страхование добровольное, и тогда все регулирует рынок (именно так было до 2003 года), либо страхование обязательное, и тогда государство контролирует тарифы.
Экономические и правовые последствия увеличения тарифа даже не в 10, а в 1,5-2 раза будут катастрофическими. Прежде всего, эти тарифы резко увеличивают стоимость владения автомобилем и неподъемны для не менее чем 60% населения страны. Миллионы владельцев недорогих авто окажутся перед выбором: отказываться от автомобиля или покупать поддельный полис. Махровым цветом расцветет криминал: резко вырастет рынок фальшивых полисов и подпольного прописывания номеров машин в базы данных.
Кроме того, резко увеличив тарифом ОСАГО цену владения автомобилем, мы дестимулируем людей приобретать машины. Повышение тарифов нанесет мощный удар по российскому автомобилестроению и десятков тысяч предприятий-поставщиков из смежных отраслей. А учитывая, что эта отрасль сейчас растет и к тому же относится в «высоким переделам» экономики, которые служат главными драйверами роста ВВП, такими заявлениями РСА ставит под удар экономический рост страны, благосостояние граждан и выступает против политики руководства страны и лично президента.
Таким образом, позиция РСА о повышении тарифов в 10 раз находятся на грани, а, возможно, и за гранью экономического экстремизма, свидетельствует о непрофессионализме и полном отрыве Союза автостраховщиков от реальности. На месте мега-регулятора (ЦБ) я бы серьезно рассмотрел вопрос о роспуске этой организации.»