Кирилл Жигарев: «Если разрешить автостраховщикам повышать тарифы, то автомобилисты сочтут это издевательством»
Российский союз автостраховщиков (РСА) предлагает в ходе реформы ОСАГО полностью отказаться от госконтроля в этой сфере и поднять базовый тариф обязательного страхования для легковых автомобилей почти в десять раз - до 30 тысяч рублей. Одновременно в РСА считают, что необходимо отказаться от ряда коэффициентов (территории и мощности двигателя) и дать возможность снижать тариф для тех, кто безопасно водит. Причем речь не об отсутствии аварий, а о стиле вождения, которое планируется контролировать с помощью видеофиксации. Нужна ли реформа ОСАГО и как вы ее видите? Как вы оцениваете инициативы РСА? Помогут ли они улучшить ситуацию в сфере обязательного страхования?
Кирилл Жигарев, член Комитета по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информатизации Московской областной Думы:
«Я против всего, что касается поднятия тарифа обязательного страхования. Поскольку это приведет к тому, что у нас автомобили перестанут страховаться, соответственно, будут постоянные нарушения и возникнут проблемы. Потому что чем дороже, тем хуже. Это первое.
Второе. Что касается ухода от госконтроля. Хорошо, а кто тогда должен контролировать автостраховщиков? Не понятно и абсолютно неправильно. Чего мы добьемся таким образом? Того, что у нас в сфере страхования будет абсолютно непонятная ситуация: кто, куда, какие выплаты совершает и так далее. Это неправильно.
Я, конечно, понимаю, какой во всем этом смысл для РСА. Они просто хотят быть самостоятельными, чтобы регламентировать свои тарифы, выплаты. Одним словом, судя по всему, страховщики хотят побольше зарабатывать и поменьше платить. Это понятное желание любой страховой компании, поскольку она нацелена на извлечение прибыли.
Я считаю, даже сейчас, с наличием госконтроля и регулированием тарифов по ОСАГО со стороны государства, все равно возникают проблемы у автомобилистов в выплатах. Во-первых, их трудно получить, во-вторых, это достаточно долгий процесс. В-третьих, любая страховая компания (я сам с этим сталкивался раньше, когда получал выплаты страховки и знакомые сталкивались, и люди рассказывали) всегда найдет кучу причин для того, чтобы отказать в выплате, что касается ОСАГО.
Понятно, когда у человека КАСКО и он заплатил за определенную стоимость автомобиля, это другая история. По ОСАГО это не всегда выплата в полном объеме, поскольку в случае выплаты расчет идет по средней рыночной стоимости запчастей. Владелец авто вынужден закупать запчасти, при этом тех денег, которые выплачивают, зачастую может не хватать и человеку приходится добавлять свои средства. Кроме этого, сегодня не такая большая сумма выплаты по ОСАГО, из-за которой страховые компании могли бы заявлять о том, что им нужно уходить от госконтроля и повышать тарифы. Сегодня максимальная выплата составляет порядка 120-150 тысяч рублей - в нынешней экономической ситуации с нынешним курсом доллара это не те деньги, которые позволят человеку отремонтировать полностью все имеющиеся повреждения. Обычно максимальная сумма выплачивается тогда, когда повреждения достаточно серьезные. Поэтому говорить о том, что это та сумма, которая покрывает все издержки автомобилиста или он оставляет что-то «себе на руку» - неправда. Сумма не такая уж и большая.
Я понимаю, когда мы говорим о КАСКО, она регулируется сегодня страховыми компаниями на каждый автомобиль в зависимости от стажа вождения и так далее. И стоимость КАСКО может достигать и 300 тысяч рублей. Но ОСАГО должно остаться под госрегулированием, никаких повышения тарифов быть не может. Потому что сегодня со стороны государства это законодательно урегулировано, то есть каждый автомобилист обязан застраховать свой автомобиль по ОСАГО. Соответственно, говорить о том, что якобы у страховщиков не хватает средств, - неправда.
Потому что можно взять сухую статистику и посмотреть, какой прирост автомобилей идет ежегодно, что в Москве, что в Московской области и по всей стране. В крупных городах-миллионниках прирост ежегодный. В Подмосковье, например, ежегодный прирост - порядка 400 тысяч автомобилей. Все они ставятся на учет и автоматически страхуются, а это - прибыль компании. Естественно, все они не забирают 120 тысяч рублей по страховке: кто-то совсем не попадает в аварии, у кого-то легкие повреждения. Я не поверю никогда, что страховые компании сегодня находятся в убытке. Это неправда. Страховая компания на то и создается, чтобы быть в плюсе. И я прекрасно понимаю, что один застрахованный автомобиль не означает одну полную выплату по страховке.
Поэтому я не вижу никаких причин, чтобы каким-то образом отпустить их в свободное плавание.
Что касается реформы ОСАГО, то мы уже провели определенную реформу - я имею ввиду переход на электронные полисы ОСАГО. Что еще мы могли бы предусмотреть? Увеличить сумму выплаты? Тогда опять страховщики завоют, что их заставляют выплачивать и так далее.
Поэтому на сегодняшний день существующая ситуация, мне кажется, вполне устойчива и нормальна. По крайней мере, если говорить конкретно про Московскую область и наш комитет, то мы никаких запросов на реформирование системы ОСАГО не получали. Если у кого-то появится пожелание или какие-то здравые мысли по поводу этого, мы готовы всегда поработать, посмотреть. Может быть, действительно, где-то что-то нужно поправить и подвинуть какие-то рамки. Но говорить о том, что надо отпустить в свободное плавание страховые компании и дать им полную волю по установлению тарифов - неправильно.
Таким образом мы сегодня загоним автомобилистов в еще большую кабалу. Потому что они сегодня и так достаточно нагружены и транспортным налогом, и плата на бензин сегодня достаточно высокая. Если мы сейчас разрешим страховым компаниям повышать тарифы, то автомобилисты скажут, что это просто издевательство. Во всем мире есть определенные правила игры, по которым люди живут. А мы сегодня опять хотим что-то менять.
Поэтому я категорически против повышения каких-либо тарифов в плане страховки. И так уже есть обязаловка, по которой все живут и страхуют автомобили, и это не обсуждается. Никто от этого не уходит. И зачем давать дополнительную прибыль страховым компаниям? У них достаточно субъектов страхования, которые они страхуют и получают ежегодную прибыль. Они могут страховать жизнь, недвижимость, имущество да все, что угодно. Поэтому пусть развивают свою деятельность в другие стороны. Хотят больше прибыли, пусть развивают больше страхования в сторону того, что сегодня меньше всего подвержено риску, воздействию. Например, - та же недвижимость. Во всем мире люди страхуют дома, квартиры и не так часто с ним что-либо происходит. Поэтому пусть занимаются другими отраслями. Но при этом автомобилистов оставят в покое. И так уже достаточно много платежей, благодаря которым у автомобилистов большая финансовая нагрузка.»