Андрей Максимов: «Как минимум лет 20 не стоит трогать тело Ленина»
100-летний юбилей Октябрьской революции в России стал поводом, чтобы поднять вопрос о захоронении тела Владимира Ленина. С инициативой убрать тело Ильича с главной площади страны и предать земле выступили глава Чечни Рамзан Кадыров, депутат Госдумы Наталья Поклонская, Ксения Собчак и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Нужно ли убрать тело вождя мирового пролетариата из Мавзолея? Стоит ли проводить всенародный референдум по этому поводу? Где было бы логично похоронить Владимира Ульянова: в Санкт-Петербурге, Москве, Подмосковье или на родине, в Ульяновске?
Андрей Максимов, политтехнолог, член Российской ассоциации политических консультантов, руководитель агентства «Максимов–консалтинг»:
«Рано или поздно захоронить тело Ленина надо, но не сейчас. Понимаете, ещё живы те люди, которые жили при Сталине. Если мы хотим разом отправить на тот свет пару миллионов 70-80-летних людей, для которых это святыня, они просто этого не переживут… Думаю, у нас у всех есть дедушки-бабушки, которых мы хотим сберечь.
Это вопрос не философский, а чисто житейский. Надо беречь людей старшего поколения, у которых мало что святого осталось. А это одна из их святынь.
Поклонение мумиям – это, конечно, не самый высший способ претворения каких-то идейных основ. Я не думаю, что социал-демократия или коммунистическая идея сильно пострадают от того, что Ленина похоронят или будут держать его в виде мумии на центральной площади столицы. Это вопрос отношения именно к старшему поколению. Пусть они ещё поживут. И как минимум лет 20 не стоит трогать тело Ленина.
А по истечении времени мне представляется, что это должен быть государственный мемориал. Потому что так или иначе Ленин – исторический деятель, который в значительной степени поднял роль России в мире до другого уровня. Мы стали альтернативной цивилизацией. Отдельно надо сказать, что мы попали в список изгоев. Но на самом деле мы всё-таки создали альтернативную цивилизацию ХХ века. И этот эпизод убрать из истории было бы совершенно опрометчиво как в плане позитива, так и в плане негатива. Поэтому это должно быть не какое-то обычное кладбище, а мемориал, возможно, в окрестностях Москвы. Учитывая специфику российского коммунизма как религиозного движения, может быть, это какой-то курган, посвящённый павшему вождю. Помимо того, что он был вождём революции, он сделал много позитивного и негативного. И не отметить его роль в истории было бы глупо. В этом плане он как человек ХХ века интересен не только для нас. Он представляет интерес для всего мира. И захоронить его, как обычного человека, и пустить на этом месте реку, чтобы никто никогда не нашёл его могилу, было бы неправильно».