Дмитрий Чугунов: «Считайте, что возможность передвигаться по особым ПДД – бонус к должности прокурора и судьи»
В МВД разработали ряд поправок в Административный регламент по надзору за участниками дорожного движения, который регулирует взаимоотношения между сотрудниками ГИБДД и водителями. Если они будут приняты, то инспектор не сможет наложить никаких взысканий на прокуроров и судей. Максимум, что он сможет сделать, это написать рапорт начальству. У сотрудника ГИБДД «связаны руки», даже если судья или прокурор находятся в нетрезвом состоянии. Он может лишь «принять меры по прекращению движения», но какие именно – не уточняется. Обосновано ли такое неравенство водителей перед сотрудником ГИБДД? Не спровоцирует ли судей и прокуроров ощущение вседозволенности на нарушение ПДД? Стоит ли в России перенять опыт западных стран, где сотрудник дорожной полиции может привлечь к административной ответственности абсолютно любого водителя, невзирая на его должность и общественное положение?
Дмитрий Чугунов, руководитель межрегиональной общественной организации содействия развитию культурного взаимодействия в гражданском обществе «СтопХам»:
«По-хорошему, у сотрудников ГИБДД и сейчас руки связаны. Если даже захотите, вы не найдете ни одного информповода о том, что сотрудник ГИБДД доблестно остановил прокурорского работника или судью. Что вы, что вы…И обращение-то к ним – «господин судья» даже вне зала судебных заседаний.
Судьи пользуются неприкосновенностью, и никто не может их остановить. Поэтому внесение этих изменений каким-то существенным образом не повлияет на ситуацию, на состояние дел. И судьи, и прокуроры как были неприкосновенными с точки зрения административного регламента, так таковыми и остаются. И если сотрудник ГИБДД останавливает судью, то он дальше ничего не предпринимает, потому что для него это на 99 % грозит дальнейшим увольнением. Его начальник не захочет ссориться ни с этим конкретно судьёй, ни с его руководителем, ни тем более с прокурором. Потому что они все взаимосвязаны и на такие «мелкие» правонарушения закрывают глаза, безусловно, вне зависимости от территориальности.
Я не помню, чтобы у нас хотя бы один судья был задержан за рулём в нетрезвом состоянии или в принципе за какое-то правонарушение. Давайте не будем обманывать самих себя, у нас существует понятная система защиты силовых структур. И сор из избы, во-первых, никто никогда не будет выносить. И, во-вторых, у рядовых сотрудников ГИБДД просто связаны руки. Но если они вдруг остановят сотрудника прокуратуры и судью, то первое, что сделает судья, это позвонит непосредственному руководителю и будет дана команда, чтобы остановленного отпустили, иначе сотрудник ГИБДД получит взыскание или будет уволен. На этом всё и заканчивается. И для обычных смертных всё остаётся так же, как и было.
Конечно, вседозволенность судей и прокуроров на нарушение ПДД существует. Только если пьяный прокурор въедет со всей дури в какую-нибудь остановку и будут жертвы, или каким-то образом он попадёт на видеокамеры проезжающих автомобилей и в СМИ, тогда, возможно, его отстранят от работы, но не факт, что посадят. Считайте, что это бонус к должности прокурора и судьи – возможность передвигаться по особым ПДД.
Безусловно, нам стоит перенимать опыт западных стран. Но поймите, это мы с вами так думаем. Возможно, с нами согласится большая часть страны. Но у нас существует понятная система, при которой этот законопроект никогда (в данных реалиях) не пройдёт через Госдуму. Слишком много заинтересованных в этом лиц. И это будет такой закон, который, возможно, могла бы озвучить ЛДПР из серии «вот, мы против», но понятно, что это будет популизм перед выборами, потому что его никто не пропустит. И депутаты аккуратно его замнут. Потому что это полностью поломает существующую систему. Никто не будет ущемлять ни судей, ни прокуроров без особых на то причин».