Дмитрий Чугунов: «Я бы не стал упрощать обучение обычным водителям»
Минтранс РФ подготовил проект изменений в закон «О безопасности дорожного движения», который предполагает разделить водителей на любителей и профессионалов. Для этого разработают курсы обучения «по общеразвивающим программам» – для прав не выше категорий C1 или D1. Желающие получить «специальные категории» – C, D, Е и работать по найму, должны пройти специальное «профессиональное обучение». Таким образом, для граждан, не желающих работать по найму, обучение упростится, а программы для профессионалов усилят курсами вождения «во внештатных ситуациях», «отработкой вождения сочлененного и двухэтажного автобуса», а также основ безопасности при перевозке пассажиров и опасных грузов. Нужно ли делить водителей на любителей и профессионалов, не приведет ли это к дефициту кадров среди водителей общественного транспорта, водителей грузовых машин и так далее? Не скажется ли на безопасности движения существенное упрощение обучения вождению для любителей?
Дмитрий Чугунов, руководитель межрегиональной общественной организации содействия развитию культурного взаимодействия в гражданском обществе «СтопХам»:
«Вряд ли это приведет к нехватке кадров, а вот к определенному удорожанию приведет. Нужно понимать, кто будет оплачивать это обучение. Если мы говорим про социальные службы, получается, город заинтересован в том, чтобы у него на службе были профессионалы. Возможно, будет переквалификация, и это будет за счет бюджета. Но так или иначе, как показывает практика, все эти изменения приведут к тому, что это станет определенным бременем для обычного человека и ляжет на потребителей.
В целом, безусловно, от водителей, которые в повседневной жизни сталкиваются с перевозкой большого количества людей как профессионалы – это и таксисты, и водители автобусов, и все, что связано с взаимодействием с массами – зависит большое количество жизней. И, безусловно, имеет смысл вводить дополнительные ступени защиты, в том числе и повышение квалификации. Но я бы здесь поставил во главу угла еще и постоянное тестирование тех, кто уже находится в процессе, чтобы понять, насколько человек правильно эксплуатирует транспорт, насколько он находится в адекватном состоянии. Потому что многие таксисты постоянно врезаются от недосыпа, от переработок, как и водители рейсовых автобусов. Люди пренебрегают существующими правилами, и здесь нужны более четкие условия по фиксированию существующих норм и правил, потому что это очень важно.
Одно дело, когда человека обучили, он может за счет коррупционной составляющей получить себе категории. Другой момент, когда его остановили и проверили. Либо планово проверять – допустим, раз в год, раз в пять лет – его знания на эксплуатацию техники и на то, как он должен себя по ситуации вести. Потому что люди зачастую эти знания теряют.
Машина – это средство повышенной опасности, и я бы не стал упрощать обучение обычным водителям. И не важно ведешь ты автобус или легковой автомобиль. Это может привести к определенным последствиям и в том, и в другом случае. Просто от водителя, который ведет автобус с людьми, зависит его реакция в плохих погодных условиях, в экстремальных ситуациях, как он поведет себя на рефлексах: сможет он вести или нет на приобретенных навыках и так далее.
Но в ПДД действительно много специфической информации, которая не пригодится никогда обывателю, поэтому уход от ненужной информации, с одной стороны, упросит жизнь обывателя. С другой стороны, позволит сфокусироваться на том, что действительно касается его, что важно. И вряд ли это будет сильно коррелировать с безопасностью дорожного движения».