Кирилл Жигарев: «Если усиливать курс обучения водителей, то это должно касаться всех»
Минтранс РФ подготовил проект изменений в закон «О безопасности дорожного движения», который предполагает разделить водителей на любителей и профессионалов. Для этого разработают курсы обучения «по общеразвивающим программам» – для прав не выше категорий C1 или D1. Желающие получить «специальные категории» – C, D, Е и работать по найму должны пройти специальное «профессиональное обучение». Таким образом, для граждан, не желающих работать по найму, обучение упростится, а программы для профессионалов усилят курсами вождения «во внештатных ситуациях», «отработкой вождения сочлененного и двухэтажного автобуса», а также основ безопасности при перевозке пассажиров и опасных грузов. Нужно ли делить водителей на любителей и профессионалов, не приведет ли это к дефициту кадров среди водителей общественного транспорта, водителей грузовых машин и так далее? Не скажется ли на безопасности движения существенное упрощение обучения вождению для любителей?
Кирилл Жигарев, член Комитета по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информатизации Московской областной думы:
«Я считаю, что нельзя разделять водителей на различные категории. Почему? Потому что таким образом получается, что человек, который не будет возить людей на профессиональной основе, может ездить черт знает как. Если мы не будем уделять его водительской подготовке больше внимания. А тот, кто якобы будет кого-то возить (и не факт, что будет), мало того, будет проходить гораздо больший курс обучения, судя по всему, он еще и заплатит за него больше. То есть обучение будет дороже.
Видимо, это какие-то лоббисты из автошкол проталкивают такие инициативы. Я считаю, если усиливать, например, курс обучения водителей, то его надо усиливать для всех.
Что значит, для кого-то будет более углубленное обучение, а для кого-то менее? Могу сказать по опыту, что сегодня на дорогах половина водителей ездить не умеет. Потому что их мало того, обучают этому не пойми как в автошколах. А, во-вторых, потому что в этих автошколах люди начинают учиться в более сознательном возрасте, нежели это можно было бы сделать. Чем позже человек начинает водить, тем хуже он это делает: хуже реакция, хуже понимание, хуже запоминаются правила. А если мы сейчас еще и разделим водителей на профессионалов и любителей, то это глупость.
Любой человек приходит к тому, что ему надо отвезти, допустим, друзей, детей. Никто не знает, сколько у него будет детей: сегодня один ребенок, а через год – трое. Это уже другой подход безопасности, другие правила и так далее. Поэтому я не вижу смысла разделения водителей на категории. Мне кажется, это неправильно. Каждый человек должен уметь водить максимально хорошо, вне зависимости от того, чем он занимается.
Поэтому я данные изменения не поддерживаю».