Ульяновская область
Меню
Закрыть
Новости региона
Ульяновская область

Дмитрий Чугунов: «Возвращение техосмотра в ведение ГИБДД - это тупиковый вариант»

из личного архива Д.Чугунова
из личного архива Д.Чугунова

Минэкономики собирается ужесточить правила работы операторов ТО, чтобы те не могли продавать диагностические карты без проверки автомобиля. За нарушения (непройденный ТО) автовладельцев планируется штрафовать на 800 рублей, а сам процесс прохождения осмотра - фиксировать на видео и фото. Контролем займется Ространснадзор. По данным союза операторов ТО «Техэксперт», только 20% автовладельцев предоставляют машину на осмотр, при этом число ДТП из-за неисправных авто возросло за десять месяцев этого года на 16,5%. 

Смогут ли предлагаемые меры исправить ситуацию с ТО? Можно ли отказаться от технического осмотра как от неэффективного или придумать другой механизм контроля транспортных средств? Стоит ли вернуть ТО в ведение ГИБДД?


Дмитрий Чугунов, руководитель межрегиональной общественной организации содействия развитию культурного взаимодействия в гражданском обществе «СтопХам»:

«Безусловно, существует альтернативный механизм. И вопрос всегда стоит лишь в том, что на внедрение любых механизмов, в том числе того, что предлагает Минэкономики, требуются средства и достаточно большие. И сразу возникает вопрос: залезут в карман потребителя или бюджета? Но учитывая ситуацию в стране, вряд ли в бюджет. Значит, попытаются повесить это каким-то образом на автолюбителей - какими-то скрытыми формами. Видеокамеры надо же устанавливать. Соответственно, должна быть какая-то тарифицированная техника определенного образца, ее нужно будет закупать. Должен быть производитель, который получит право на изготовление этой техники, значит, под это нужно подгонять законодательную базу. То есть это решение, которое влечет за собой ряд достаточно серьезных последствий с точки зрения реализации. Гладко на бумаге, но забыли про овраги.

Все это случится, во-первых, не быстро. Потому что, зная нашу склонность к волоките и забюрократизированность аппаратов, можно сказать, что все это может утонуть в кабинетах чиновников. Поскольку задействовано не одно ведомство, а несколько, по этому поводу автоматически можно играть похоронную мелодию. Потому что без какого-то рычага давления, без политической воли это не заработает никаким образом. Это такой неутешительный прогноз, основанный на опыте взаимодействия с обычными госструктурами.

Второй момент. Если мы говорим об автомобилях, то мы потихоньку уже во многом перешли в эру интернет-вещей. И давно уже есть механизмы, при реализации которых мы совершенно точно можем уйти от архаизмов формата прохождения ТО. То есть сейчас уже на автомобили устанавливается система ГЛОНАСС. На автобусах для пассажирских перевозок она обязательна. Что это такое? Это коробочка, которая снимает информацию о местонахождении автобуса или автомобиля. И оптимизировать автомобиль старше 2000 года выпуска, поставив на него дополнительное программное обеспечение, - это не очень большая проблема и сравнительно небольшие затраты. Но установка специализированного оборудования позволяет снимать всю необходимую информацию о состоянии автомобиля: когда он проходил обслуживание, когда что-то менялось, насколько процентов изношены те или иные части, где что барахлит, с какой скоростью он передвигается, каким бензином заправлен и так далее. То есть сейчас мы уже постепенно переходим и должны, по крайней мере, перейти (в моей логике это так) на оснащение автомобилей подобными системами в обязательном порядке. Это выгодно в первую очередь государству. Потому что сотруднику ГИБДД нет необходимости махать палкой и проверять, есть у человека страховка или нет. Автомобиль подъезжает, и у него на дисплее сразу отображается, какого он года, кто может быть за рулем, есть у него страховка или нет, вплоть до того, сменены шины или нет. Как бы это ни звучало, это не фантастическое будущее, это то, что уже можно сделать сейчас.

А то, что нам предлагается, – это те же яйца, только сбоку. Это попытка отсрочить переход на какие-то новые рельсы цивилизации. Я понимаю, что в любом случае эволюция - процесс постепенный. Но нам в данном случае предлагается топтание на месте, которое к тому же будет весьма затратным.

На мой взгляд, возращение ТО в ведение ГИБДД - это тупиковый вариант. И его стоит вернуть лишь относительно транспортных перевозчиков, которые работают напрямую с большим количеством людей и там, где сейчас от состояния автобуса зависит жизнь пассажиров. Соответственно, должна быть юридическая - административная и уголовная - ответственность для тех, кто выдает ТО. Это как с врачами. Потому что сейчас ТО можно купить не выходя из дома за 800 рублей. Тебе привезут документ домой, как справку для бассейна. Если вам не хочется никуда ходить и проверяться, вы можете ее заказать. Ни для кого это не секрет. Поэтому все эти запретительные меры существуют только в виртуальной реальности.

Почему возвращение ТО в ведение ГИБДД невозможно? Потому что сотрудников на это не хватит. Это дополнительное обременение с точки зрения расписания штатных единиц. Бюджет их урезает по-всякому, и у них, наоборот, отнимают функции, потому что бюрократизированный аппарат достаточно громоздкий, и ему тоже надо по идее переходить на принципиально новые рельсы. А возврат к старым формам - это не лучший вариант. Тем более это вполне могут потянуть муниципалитеты. Для них это может стать дополнительным источником доходов».



Нет комментариев
Обсудить